Узнать за 90 секунд

Генерал-губернатор "Роман – большой карман"

Читать на сайте radiosputnik.ru
28 июля 1717 года родился граф Роман Илларионович Воронцов, генерал-аншеф, сенатор, Владимирский, Пензенский и Тамбовский генерал-губернатор. Видный деятель масонства. Брат канцлера Михаила Илларионовича Воронцова, отец Екатерины Дашковой, директора Санкт-Петербургской Императорской Академии наук и Елизаветы Воронцовой, фаворитки императора Петра III.
Екатерина II в свое время выпустила "Манифест о лихоимстве", призванный искоренить казнокрадство и мздоимство. Императрица, воспитанная в духе французских просветителей, полагала, что человека можно изменить. Но… люди не меняются. Даже приближенные Екатерины открыто говорили ей: никакие манифесты не уничтожат сложившуюся годами систему. И самое интересное: именно при Екатерине расхищение государственной казны достигло невиданного размаха. Говорят, что среди тех, кто приложил к этому руку был Роман Илларионович Воронцов, которому современники даже дали прозвище "Роман – большой карман".
Впрочем, скорее всего, это выдумка злопыхателей. Да, Воронцов наверняка участвовал в каких-то нечистоплотных финансовых делах. А кто из губернаторов тех, да и последующих времен, этим не занимался? Тем более, что никаких подтверждений, что прозвище "Роман – большой карман" Воронцов получил именно за лихоимство не существует. Напротив, его считали добросовестным и умелым генерал-губернатором. А прозвище "большой карман" вполне могло возникнуть как следствие деятельности графа Воронцова в Вольном экономическом обществе. В своих статьях он указывал пути к смягчению нравов крестьянства, а также, ссылаясь на собственный пример, предлагал помещикам организовывать в деревнях годовые запасы хлеба на случай неурожая. Эти мудрые советы Воронцова запасать продукты вполне оправдывают прозвище "большой карман".
Справедливости ради стоит заметить, что в те времена, как и в другие, было немало честных людей. Некий петербургский чиновник служил на должности, которая в те времена обогатила бы всякого. Но он по честности не нажил ничего и вышел из службы чист и беден. Его представили к пенсиону. Екатерина II с иронией заметила, что этот чиновник, конечно же, сберег что-нибудь из своих доходов. Однако императрице доложили, что живет он с семьей весьма и весьма скромно.— Или он дурак, — сказала императрица, — или честнейший человек, и в обоих случаях имеет надобность в пособии. И подписала указ о пенсии.
Обсудить
Рекомендуем