26 июля 1730 года императрица Анна Иоанновна подписала указ об отливке Большого Успенского колокола, ныне известного под названием Царь-колокол.
Это самый большой в мире колокол. Самые крупные обычно весят до трех тысяч пудов. Царь-колокол весил свыше 12-ти тысяч пудов – 200 тонн. Его отливали два года знаменитые литейные мастера отец и сын Маторины.
Для этого на Ивановской площади Московского Кремля была сооружена литейная яма 10-метровой глубины.
До сих пор бытует мнение, что в сплав колокола входили драгоценные металлы – серебро и золото. На самом деле никаких драгоценных металлов в сплаве нет: любая примесь влияет на звук, "голос" колокола, и значительно ухудшает его. Поэтому при отливке тщательно следили, чтобы в сплаве не было никаких посторонних металлов: только медь – 80% и олово – 20%.
После отливки Царь-колокола началась отделка его чеканных украшений. Центральное место в декоре заняли изображения царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны.
Однако работа осталась незавершенной. В мае 1737 года в Москве разразился страшный пожар, охвативший все кремлевские постройки. Во время его тушения от неравномерного охлаждения колокол дал несколько трещин, и от него отвалился кусок весом в 11 с половиной тонн...
После этого сто лет Царь-колокол пролежал в литейной яме. Его пытались оттуда достать, но все попытки закончились неудачей. Наконец, в 1836 году архитектор Огюст Монферран, строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге, вызволил колокол из ямы с помошью специального подъемного механизма и установил его на постамент.
Понятно, что Царь-колокол никогда не звонил. Для него даже не успели отлить язык. Тот, что лежит на постаменте, это, так сказать, симулякр – ложная реальность.
В августе 1919 года Белая армия начала эмиссию собственных денег. На тысячной купюре был изображен Царь-колокол. В народе эти деньги называли "колокольчиками". В 1941 году в Царь-колоколе был размещен узел связи Кремлевского полка. Колокол укрыли защитной сеткой, чтобы уберечь его от авиаударов.
А среди старообрядцев бытует легенда, что, когда придет час Страшного суда, Царь-колокол сам поднимется в воздух и начнет звонить.