Узнать за 90 секунд

Державин: я царь – я раб – я червь – я Бог!

Читать на сайте radiosputnik.ru
14 июля 1743 года родился Гавриил Романович Державин, поэт и государственный деятель эпохи Просвещения. Он появился на свет в небогатой семье и рано лишился отца, учился в казанской гимназии. А в 19 лет уже служил в лейб-гвардии Преображенского полка, принимал участие в подавлении восстания Емельяна Пугачева. Пушкин при работе над "Капитанской дочкой" опирался в том числе на воспоминания Державина.
А поэтическая слава пришла к нему после публикации им оды "Фелица", посвященной Екатерине II. Императрица подарила Державину золотую табакерку, украшенную драгоценными камнями. А позднее сделала Державина своим кабинет-секретарем. Кроме этого, поэт служил олонецким и тамбовским губернатором, министром юстиции при Александре I. И был уволен с пометкой – "чересчур ревностно служит". Державин был известен как честный и трудолюбивый администратор с непростым и бескомпромиссным характером.
Вершиной творчества Державина стали оды "Бог", "Властителям и судиям", "На смерть князя Мещерского", "Гром победы, раздавайся!", "Вельможа", "Водопад". Причем, впервые как поэт Державин заявил о себе поздно – первая его публикация появилась, когда ему было 30 лет. На то были причины: бедный и незнатный Державин, не имея покровителей, начал военную службу с самых низов – солдатом, хотя и в престижном Преображенском полку.
Во время коронации Екатерины II в Москве солдат Державин обязан был разносить офицерам своего Преображенского полка приказы. Раз он пошел с бумагами к прапорщику князю Федору Алексеевичу Козловскому, известному литератору, умом которого восхищался сам Вольтер, и позднее павшего геройской смертью в Чесменском сражении. Козловский жил в доме своего друга, тоже поэта, Василия Ивановича Майкова, автора бурлескной поэмы "Елисей, или Раздраженный Вакх", весьма популярной в свое время. Державин явился в дом, когда Козловский читал Майкову вслух трагедию Вольтера "Мерóпа". Отдав пакет, Державин, услышав знакомые стихи, приостановился в дверях. Увидев это, Козловский повернулся к нему и ласково сказал: "Поди, братец, служивый, с Богом. Что тебе здесь попусту зевать? Ведь ты ничего не смыслишь". И бедный поэт должен был смиренно удалиться.
Обсудить
Рекомендуем