Узнать за 90 секунд

Что объединяет главарей всех российских смут?

Читать на сайте radiosputnik.ru
16 июня 1671 года на Красной площади был казнен Степан Тимофеевич Разин.
Историки указывают на один любопытный факт, который объединяет главарей всех российских смут: Отрепьева, Болотникова, Разина, Пугачева и Ленина. Все они накануне организованных ими бунтов и революций прибыли из-за границы.
О пропуске властями Германии Ленина и его соратников в Россию и говорить нечего – это уже общее место. Гришка Отрепьев, самозванец Лжедмитрий, прибыл в Россию при поддержке польской армии. Болотников за несколько лет до восстания находился в плену в Турции, потом в Венеции. В Россию прибыл из Польши. Стенька Разин за год до разжигания смуты совершил поход в Персию, где, по свидетельству историка Соловьева, занимался не только грабежами, но и переговорами с персидским шахом о принятии казаками персидского подданства. Емельян Пугачев, дезертировавший из русской армии, некоторое время скрывался в Польше, откуда накануне восстания прибыл в Россию с подложным паспортом. А еще Пугачев склонял казаков к переходу на сторону Турции.

Пушкин в "Истории Пугачева" писал о 17 бочках медных денег с профилем "Петра III" и надписью на латинском языке. Вряд ли сами пугачевцы могли отчеканить такие монеты. Известно, что восстанию тайно помогали французы и турки. Сохранилась даже на сей счет переписка в архиве МИД Франции.

И еще. Некоторые современные историки называют восстание Пугачева "гражданской войной". Но вряд ли с этим можно согласиться. Гражданская война предполагает смену режима, наличие двух политических центров, центров силы и главное – наличие некоей политической и идеологической программы, отличной в корне от противной стороны. Такого у пугачевцев не было. Пугачев выступал под именем вполне себе легитимного, "чудесно спасшегося" императора Петра III. И свою "армию" он строил по имперскому образцу: назначал фельдмаршалов, да еще додумался до двойника "Военной коллегии". Значит, у Пугачева не было своей идеологемы. У малограмотного мужика ее и не могло быть. Остается два пути, если все-таки сравнивать восстание Пугачева с гражданской войной: либо политическое "оформление" бунта привнесено извне, либо это просто массовый разбой людей, уверовавших в свою безнаказанность. Обстановку на Южном Урале в те времена можно определить известной пословицей: до Бога высоко, до царя далеко.
Обсудить
Рекомендуем