Седьмого июня 1829 года родился родоначальник русского космизма Николай Федорович Федоров. Внебрачный сын князя Гагарина, почти всю жизнь работал библиотекарем Румянцевского музея – ныне Российская государственная библиотека. Он вел аскетическую жизнь, значительную часть жалования раздавал нуждающимся студентам, всегда ходил пешком.
Федорова материальные блага не интересовали. Он работал над философией общего дела. Исходный пункт философии – убежденность в том, что нынешняя жизнь людей характеризуется как "небратская", состоящая из непрерывного уничтожения народами друг друга, проникнутая духом вражды. Вместе с тем идеал общественной и личной жизни дан уже в Евангелии: нужно ликвидировать все социальные и природные препятствия, стоящие на пути преобразования жизни.
Николай Федорович нравственным долгом живущих ныне людей считал воскрешение всех ранее умерших, возвращение жизни, отнятой у наших предков людьми или природой. Федоров говорил: люди конечны и ограничены, потому что нет между ними единства, нет любви...
Николай Федорович полагал, что когда с голодом и стихийными бедствиями будет покончено, люди смогут сосредоточиться на более возвышенных задачах, и построят общество, в основе которого будет лежать принцип всеобщей родственности. Это будет братская семья Человечества.
Федоров видел идеал в подлинном самодержавии, где снимается противопоставление Бога и кесаря: "Богу — Богово, кесарю — кесарево. Не народ для царя и не царь для народа, а царь вместе с народом, как исполнитель дела Божия, дела всечеловеческого".
Сущность православия, считал философ, заключается в долге воскрешения. А "назначение Кремля состоит в восстановлении Эдема". Ни больше ни меньше...И еще Федоров говорил: город – извращенная форма жизни, отдалившаяся от праха отцов, утратившая чувство к отцам. Это место "женихов и невест, окруженных игрушками и безделушками", живущих в забавах и удовольствиях; место, где население имеет "наибольшее наслаждение", а "наименьший труд считает высшим благом". Дело воскрешения может свершиться не в городе, а на селе, где сохраняются "прямые, непосредственные отношения к земле, то есть к праху предков".
Николай Федорович умер за 14 лет до революции. Его похоронили в некрополе московского Скорбященского монастыря. В советское время и обитель, и могила мыслителя были уничтожены. На их месте разбили пионерский парк...