Узнать за 90 секунд

Морской министр маркиз Иван Иванович де Траверсе

Читать на сайте radiosputnik.ru
19 мая 1831 года в своем имении в Петербургской губернии скончался маркиз Иван Иванович де Траверсе. Адмирал, командующий Черноморским флотом, первый губернатор Николаева, морской министр в 1811–1828 годах.
А при рождении его имя звучало куда более пышно: Жан-Батист Прево де Сансак, маркиз де Траверсе. Французский морской офицер, бежавший в Россию от революции и поступивший в русскую службу.
Впрочем, в Российской империи никогда не придавали особого значения национальности. Был премьер-министр армянин – Лорис-Меликов, канцлер, министр иностранных дел, еврей по матери – Нессельроде, другой глава МИД – швед Гирс, министр финансов – немец Канкрин, военный министр – шотландец Барклай-де-Толли, основатель Института Корпуса инженеров путей сообщения – француз Бетанкур.
Были, конечно, и ограничения. Они касались в основном поляков и евреев. Но, скажем, в дела еврейских общин власти не вмешивались, установив лишь так называемую "черту постоянной еврейской оседлости". Это было ограничение. Однако в странах Европы набор запретов для иноплеменников был гораздо шире и разнообразнее, чем в России. И дело здесь отнюдь не в расовой сегрегации. Из той же "черты оседлости" было много изъятий: высшее образование, принадлежность к цеху ремесленников, купеческая гильдия, военнослужащие и т.д. Ложу прессы в дореволюционной Государственной думе в шутку называли "ложей оседлости", потому что и среди журналистов, и среди владельцев газет было немало евреев. Многие из них получили дворянство, даже баронские титулы, например, Гинцбурги или Штиглицы.
Один из русских публицистов верно заметил, что в Британии в начале XX века было много свобод, но – только для англичан. В Российской империи свобод было меньше, но они были для всех. Узбек, грузин, якут имели такие же права, какие и русский. А на Туманном Альбионе совсем до недавних пор невозможно было себе представить, чтобы одно из министерских кресел занял, например, пакистанец или индус.
Создается иногда впечатление, что нынешняя провальная идея европейского мультикультурализма все-таки нашла свое воплощение… в Российской империи.
Обсудить
Рекомендуем