14 апреля 1889 года родился английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби.
Наибольшую известность ему принес его 12-томный труд "Постижение истории". Он говорил, что история нелинейна, главный двигатель истории – цивилизации, коих Тойнби насчитал 21. Причем, максимальное число цивилизаций на каждом этапе развития не превышает трех.
Тойнби в своих трудах много места и внимания уделил России и русской цивилизации. Он утверждал: Запад – это архиагрессор современной эпохи. Россию он пытался оккупировать, по меньшей мере, пять раз, африканцев продавали в рабство, коренное население Северной Америки уничтожили, чтобы расчистить место для европейских непрошеных гостей и их африканских рабов. Страх перед Россией и Китаем, говорит Тойнби, это подтверждение того, что Запад не привык страдать от рук остального мира так, как остальной мир страдал от рук Запада. И русский авторитаризм вызван давлением Запада.
Россию Запад ненавидит за приверженность чуждой цивилизации. Россия унаследовала вместе с византийским православием и титулом Третьего Рима – ненависть Запада. А европейцы же верят лишь в свое избранничество.
Тойнби в своем труде, который он завершил в 1961 году, делает вывод: "Советский Союз, как и великое княжество Московское XIV века воспроизводят характерные черты Византийской империи, а в ней церковь может быть хоть христианской, хоть марксистской, лишь бы она служила интересам государственного управления. Под распятием и под серпом и молотом Россия – та же Святая Русь, а Москва – Третий Рим".
И Запад тоже не меняется. Верное замечание одного публициста о Германии, написанное сразу после начала Второй мировой войны: "Изумленное человечество в 1939 году с искренним огорчением убедилось, что немцы двадцатого века действуют так же, как и немцы четвертого – в Риме, двенадцатого – в Византии, тринадцатого – в Прибалтике и, что вообще в психологии народа не изменилось ничего".
Тойнби прав: люди не меняются, а уж нации – тем более.
Хотя следует признать, что в трудах Тойнби много не соответствует действительности, притянуто за уши. Он подгоняет реально существующие общества под свои схемы, не останавливаясь перед прямым искажением фактов и выдвигая подчас совсем уж фантастические гипотезы. Недаром творческим кредо историка был его же афоризм: "Я всегда желал увидеть обратную сторону Луны".