Седьмого апреля 1970 года Центральное телевидение начало премьерный показ пятисерийного телевизионного фильма "Адъютант его превосходительства" режиссера Евгения Ташкова. Картина рассказывает о судьбе разведчика-чекиста Павла Андреевича Кольцова в годы Гражданской войны, созданная по мотивам одноименного романа Игоря Болгарина.
Образ Кольцова, которого в фильме сыграл Юрий Соломин, конечно, собирательный. Но все-таки у него есть один реальный прототип. Это – Павел Васильевич Макаров. Его отец не был начальником Сызрань-Вяземской железной дороги, а всего лишь кондуктором. Макаров участвовал в Первой мировой войне, унтер-офицер. А штабс-капитаном он стал волею случая. Будучи красноармейцем, он попал в плен к белогвардейцам, и, спасая свою жизнь, назвался офицером, причем, "повысив" себя в чине до штабс-капитана. Он сумел сблизиться с генералом Владимиром Зеноновичем Май-Маевским.
Судьба Макарова не столь трагична как у его киношного двойника Павла Андреевича Кольцова. Макаров успел вовремя сбежать, написал книгу воспоминаний "Адъютант генерала Май-Маевского", в которой весьма сложно понять, где кончается правда и начинается откровенная ложь и бравада. И все-таки о Макарове вряд ли бы сейчас вспоминали, если бы не великолепный телефильм Ташкова. К тому же Кольцов-Соломин вышел гораздо симпатичнее и романтичнее реального Макарова.
Что касается Май-Маевского, которого сыграл Владислав Стржельчик. Владимир Зенонович выходец из шляхетского рода Могилевской губернии. Карьера настоящего военного: окончил 1-й Кадетский корпус и Николаевское инженерное училище, потом Николаевскую академию Генерального штаба.
Герой Русско-японской и Первой мировой войн. За храбрость и справедливость был очень любим солдатами. Во время Гражданской войны некоторое время командовал Добровольческой армией. После ряда неудач отставлен. Он умер в 1920 году. По одной версии, застрелился во время эвакуации Белой армии из Севастополя, по другой – скончался от разрыва сердца.
Биограф Стржельчика верно заметила: "В образе генерала Ковалевского, кажется, сфокусировалась вся история русского офицерства… Веками вырабатывавшаяся традиция, идеалы, культура – вот, что стоит за плечами Ковалевского-Стржельчика, делает его фигуру особо выразительной, масштабной".
И еще одно, что выделяет фильм: в нем впервые брошен вызов ортодоксальным представлениям о "плохих белых" и "хороших красных". До "Адъютанта" подобное изображение белогвардейцев, патриотов, воевавших за свою правду, казалось немыслимым для советского кино.