Узнать за 90 секунд

Премьера "Адъютанта его превосходительства"

Читать на сайте radiosputnik.ru
Седьмого апреля 1970 года Центральное телевидение начало премьерный показ пятисерийного телевизионного фильма "Адъютант его превосходительства" режиссера Евгения Ташкова. Картина рассказывает о судьбе разведчика-чекиста Павла Андреевича Кольцова в годы Гражданской войны, созданная по мотивам одноименного романа Игоря Болгарина.
Образ Кольцова, которого в фильме сыграл Юрий Соломин, конечно, собирательный. Но все-таки у него есть один реальный прототип. Это – Павел Васильевич Макаров. Его отец не был начальником Сызрань-Вяземской железной дороги, а всего лишь кондуктором. Макаров участвовал в Первой мировой войне, унтер-офицер. А штабс-капитаном он стал волею случая. Будучи красноармейцем, он попал в плен к белогвардейцам, и, спасая свою жизнь, назвался офицером, причем, "повысив" себя в чине до штабс-капитана. Он сумел сблизиться с генералом Владимиром Зеноновичем Май-Маевским.
Судьба Макарова не столь трагична как у его киношного двойника Павла Андреевича Кольцова. Макаров успел вовремя сбежать, написал книгу воспоминаний "Адъютант генерала Май-Маевского", в которой весьма сложно понять, где кончается правда и начинается откровенная ложь и бравада. И все-таки о Макарове вряд ли бы сейчас вспоминали, если бы не великолепный телефильм Ташкова. К тому же Кольцов-Соломин вышел гораздо симпатичнее и романтичнее реального Макарова.
Что касается Май-Маевского, которого сыграл Владислав Стржельчик. Владимир Зенонович выходец из шляхетского рода Могилевской губернии. Карьера настоящего военного: окончил 1-й Кадетский корпус и Николаевское инженерное училище, потом Николаевскую академию Генерального штаба.
Герой Русско-японской и Первой мировой войн. За храбрость и справедливость был очень любим солдатами. Во время Гражданской войны некоторое время командовал Добровольческой армией. После ряда неудач отставлен. Он умер в 1920 году. По одной версии, застрелился во время эвакуации Белой армии из Севастополя, по другой – скончался от разрыва сердца.
Биограф Стржельчика верно заметила: "В образе генерала Ковалевского, кажется, сфокусировалась вся история русского офицерства… Веками вырабатывавшаяся традиция, идеалы, культура – вот, что стоит за плечами Ковалевского-Стржельчика, делает его фигуру особо выразительной, масштабной".
И еще одно, что выделяет фильм: в нем впервые брошен вызов ортодоксальным представлениям о "плохих белых" и "хороших красных". До "Адъютанта" подобное изображение белогвардейцев, патриотов, воевавших за свою правду, казалось немыслимым для советского кино.
Обсудить
Рекомендуем