Четвертого апреля 1997 года скончался писатель и поэт Владимир Алексеевич Солоухин. Родом из крестьян Владимирской области. Поэтому не удивительно, что русская деревня, ее нравы, обычаи и традиции стали главной темой в его творчестве.
Солоухин получил первую известность после публикации лирической повести "Владимирские проселки" – это дневниковые записи о родных местах. Также стали популярными его "Письма из Русского музея" и "Черные доски" – полемические документальные повести о сохранении традиционной русской культуры.
В "Черных досках" Солоухин рассказывает о своей страсти к коллекционированию, но не марок или спичечных этикеток – он стал страстным собирателем русских икон. Это совершенно новый, огромный духовный мир, который пыталась уничтожить в прямом и переносном смысле советская идеология. По примеру художника Ильи Глазунова, с которым писателя связывала многолетняя дружба, Солоухин ездил по русским деревням – собирал старинные иконы с тем, чтобы уберечь эти памятники русского творчества для будущих поколений.
Солоухин писал также книги, в которых переосмысливал трагические уроки истории России XX века: "Последняя ступень", "При свете дня", "Соленое озеро", "Чаша". Большой резонанс вызвала напечатанная в 1989 году за границей статья Солоухина "Читая Ленина". Он одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру вождя мирового пролетариата в истории России.
Солоухин писал: "Демократия – это ширма, за которой группа людей, называющих себя демократами, навязывает населению свой образ мышления, вкусы, пристрастия. Демократия как цель – абсурд. Это лишь средство для достижения каких-то целей. Ленин, большевики до 1917-го года все демократами были. А взяли власть – такую демократию устроили, до сих пор расхлебать не можем".
Когда началось восстановление Храма Христа Спасителя, Солоухин возглавил комиссию по его возрождению и воспринял это дело, как начало возрождения России. Его и отпевали в еще недостроенном соборе в апреле 1997 года.