Узнать за 90 секунд

Сиятельный граф – сын свинопаса

Читать на сайте radiosputnik.ru
28 марта 1709 года родился граф Алексей Григорьевич Разумовский, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, генерал-фельдмаршал. А появился он на свет в забытом Богом хуторе на Черниговщине в семье бедного казака Григория Розума. Кстати, несмотря на свое незнатное происхождение, когда Разумовские стали сиятельными графами, появилась баснословная генеалогия, которая вывела их род кривыми дорожками от польского шляхтича Рожинского. И смех, и грех! Впрочем, здесь не только одно тщеславие, как может показаться. В те времена простолюдин-миллионер никогда и никем не мог почесться ровней нищему отпрыску княжеского рода.
Но тут надо отметить, что Алексей Григорьевич был скромен и всегда помнил, что он – сын простого казака. Когда ему императрицей был вручен фельдмаршальский жезл, он сказал: "Государыня, ты можешь меня назвать фельдмаршалом, но никогда не сделаешь из меня даже порядочного полковника. Смех, да и только!".
Есть сведения, что Разумовский был морганатическим супругом Елизаветы Петровны. В начале царствования Екатерины II ее фаворит граф Григорий Орлов хотел обручиться с императрицей. При этом он ссылался на якобы имевшийся прецедент с Разумовским. Императрица послала к графу своего поверенного – канцлера графа Михаила Илларионовича Воронцова с проектом указа о пожаловании Разумовскому титула императорского высочества. Если он был мужем покойной императрицы, то и титул должен иметь соответствующий!
Историк Сергей Шубинский так описал встречу Воронцова с Разумовским: "Разумовский потребовал проект указа, пробежал его глазами, медленно подошел к комоду, на котором стоял ларец черного дерева, окованный серебром, вынул из него бумаги, которые прочитал с благоговейным вниманием. Все это он делал молча.
Наконец, прочитав бумаги, поцеловал их, поднял влажные от слез глаза к образам, перекрестился и бросил сверток в огонь. Немного помолчав, сказал Воронцову:
– Я не был ничем более, как верным рабом ее величества покойной императрицы Елизаветы Петровны... Теперь вы видите, что у меня нет никаких документов".
После этого Екатерина II с легким сердцем отказала Орлову в обручении.
Обсудить
Рекомендуем