23 февраля 1758 года родился поэт и драматург Василий Васильевич Капнист. Его дед, Петр Капнисси, выехал в Россию на ПМЖ из Греции. А вот отца своего Капнист никогда не видел – Василий Петрович Капнист, полковник Миргородского полка, погиб до рождения сына во время Семилетней войны – в сражении с пруссаками при Гросс-Егерсдорфе.
Еще в молодости Капнист подружился с Державиным – они были сослуживцами по лейб-гвардии Преображенскому полку. Но вскоре вышел в отставку – благо он был из богатой семьи. Капнист прославился поначалу одами и сатирами. Впрочем, опубликованная в 1789 году "Сатира первая", направленная против пороков и невежества дворянского сословия, стала последней. Поскольку сама Екатерина II выразила неудовольствие по поводу этих вирш начинающего поэта.
А настоящее признание Капнисту принесла стихотворная комедия "Ябеда", вышедшая в 1798 году. В ее основу легла действительная судебная тяжба, участником которой был сам поэт. "Законы святы, но исполнители лихие супостаты". Эта фраза из комедии стала крылатой. "Ябеда" имела оглушительный успех у публики. На премьере, после того, как в 3-м действии прокурор Хватайко пропел: "Бери, большой тут нет науки; // Бери, что только можно взять", зрители начали аплодировать, а некоторые, обращаясь к одному из присутствовавших на спектакле чиновников, закричали: "Это вы! Это вы!".
Разразился невероятный скандал. И комедию, разрешенную к постановке самим Павлом I, сняли с репертуара. На сцену она вернулась только при Александре I.
Литературоведы говорят, что "Ябеда" Капниста послужила источником вдохновения при написании грибоедовского "Горя от ума" и гоголевского "Ревизора".
Кстати, Капниста можно назвать одним из первых защитников памятников истории и культуры. В 1819 году во время поездки в Крым он был возмущен тем, в каком состоянии находятся античные памятники. Капнист написал по этому поводу записку к министру духовных дел и народного просвещения князю Голицыну. В ней драматург предлагал принять меры "о недопущении впредь для казенных и частных строений истреблять в Тавриде остатки древних зданий и твердынь". После этого в Крым были направлены академик Егор Келлер и архитектор Евгений Паскаль "для отыскания и принятия мер к сохранению памятников древности".