Шестого февраля 1865 года в Санкт-Петербурге введен обычай стрелять из пушки холостым зарядом в полдень.
Впервые эту идею выдвинул в 1735 году академик Жозеф-Никола Делиль: предлагалось ежедневно в полдень стрелять из пушки, чтобы оповещать жителей столицы о наступлении полудня. Проект тогда не был воплощен в жизнь, но, так как город постоянно подвергался наводнениям, в 1777 году по указу императрицы Екатерины II была введена пушечная стрельба для предупреждения жителей о подъеме воды в Неве.
Впервые ежедневный полуденный выстрел стал производиться с 1819 года в Севастополе и Николаеве. В этом был практический смысл: по выстрелу проверялись корабельные часы, также это был сигнал к обеду. В 1865 году к этой традиции присоединился Петербург, позднее Кронштадт и Владивосток.В Петербурге до революции стреляли не только в полдень. Таким образом извещали жителей о рождении у царствующей династии детей, о смерти монарха. Последнему императору Николаю II гаубицы даже послали дурной знак. Во время водосвятия в Крещение в 1905 году по ошибке орудие было заряжено боевым снарядом. В результате выстрела был убит городовой с многоговорящей фамилией Романов…
В 1934 году полуденный выстрел отменили. Возобновили в 1957 году. С 2016 года эта традиция возобновлена и во Владивостоке.
По поводу полуденного выстрела вспоминается анекдот. Во времена Николая I военным комендантом Петербурга был генерал Башуцкий – исправный служака, но ума весьма ограниченного.
В Зимнем дворце был какой-то высокоторжественный день. Весь двор только что сел за парадный стол. Башуцкий стоял у окна с платком в руках, чтобы подать сигнал, когда нужно будет виват из крепости палить. Гофмаршал Нарышкин, заметив важную позу коменданта, подошел к нему и сказал:— Я всегда удивляюсь точности крепостной пальбы и, как хотите, не понимаю, как это вы делаете, что пальба начинается всегда вовремя…— О, помилуйте! — отвечал Башуцкий, — очень просто! Я возьму да махну платком вот так!
И взаправду махнул! Поднялась несвоевременная пальба. Но всего смешнее было то, что Башуцкий никак не мог понять, как это случилось, и собирался после парадного обеда сделать строгий розыск и взыскать с виновного.