Узнать за 90 секунд

Нападение на советских дипкурьеров

Читать на сайте radiosputnik.ru
Пятого февраля в России отмечается День памяти дипкурьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей. Профессия дипломатического курьера предполагает колоссальную ответственность за неприкосновенность доставляемого груза и часто сопряжена с риском для жизни.
Пятого февраля 1926 года было совершено вооруженное нападение на советских дипкурьеров Теодора Нетте и Иоганна Махмасталя. Этот кровавый инцидент вызвал в СССР широкий резонанс. Владимир Маяковский, который лично знал Нетте, написал знаменитое стихотворение "Товарищу Нетте – пароходу и человеку".
Дипкурьеры ехали в поезде Москва-Рига. На территории Латвии группа бандитов попыталась перехватить советскую дипломатическую почту. Нетте погиб на месте схватки, успев перед смертью застрелить двух нападавших. Тяжелораненый Махмасталь продолжал охранять груз, не впуская никого в купе до самой Риги, где передал почту сотруднику посольства СССР.
Нетте, латыша по национальности, и эстонца Махмасталя наградили орденами Красного Знамени. Нетте – посмертно. На тот момент это была высшая награда.В убитых бандитах опознали граждан Литвы – белогвардейцев братьев Гавриловичей. А всего нападавших было четверо. Следствие не дало никаких результатов. Высказывалась версия, что дипкурьеры везли несколько миллионов фальшивых фунтов стерлингов для финансирования всеобщей стачки в Британии, которая началась в мае 1926 года. Дескать, это была одна из операций большевиков в рамках объявленной мировой перманентной революции. Впрочем, аргументов в пользу этой версии нет. К тому же возникают вопросы, на которые нет ответов: бандиты действительно охотились за этим грузом? Если так, то откуда они узнали, когда конкретно он будет перевозиться? Кто тогда дал бандитам такие сведения?
Впрочем, так или иначе, а дипкурьеры Нетте и Махмасталь честно и мужественно выполнили свой служебный долг. Поэтому именно 5 февраля в России отмечается как день памяти дипкурьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей.
За всю многолетнюю историю российской курьерской службы не пропал ни один дипломатический груз.
Обсудить
Рекомендуем