Третьего февраля 1903 года в Российской империи было создано Разведочное отделение Главного управления Генерального штаба – военная контрразведка. Ее главой назначили полковника Отдельного корпуса жандармов Владимира Николаевича Лаврова. Основная задача новой организации была понятна: установление "негласного надзора за путями тайной военной разведки, имеющей исходной точкой иностранных военных агентов и конечными пунктами лиц, находящихся на государственной службе внутри страны". Первыми под контроль попали военные атташе Германии, Австро-Венгрии и Японии.
А толчком к созданию контрразведки стала измена Анатолия Гримма, подполковника штаба Варшавского военного округа, любителя красивой жизни. Его офицерского жалования не хватало на рестораны, любовниц и карты. И вот Гримм, окончательно запутавшийся в долгах, предложил свои услуги германской и австрийской разведкам: он имел доступ к секретным документам. Так подполковник Гримм стал предателем.
Предательство, измена присяге среди русских офицеров всегда было редчайшим явлением. Гримм за шесть лет отправил своим новым хозяевам десятки копий секретных документов. Он был осужден на двенадцать лет каторги. Однако по пути в Сибирь его убили заключенные. И вот этот шпионский скандал заставил руководство русской армии создать военную контрразведку. И действовала она весьма эффективно. Хотя во время Первой мировой войны не обошлось без перегибов: так, всех немцев, российских подданных, без каких-либо оснований подозревали в шпионаже в пользу Германской империи. Потом этот факт западные историки стали подавать как исконное, присущее только России, стремление искать везде врагов.
Писали, что шпиономания – это характерная черта России. Как бы не так! В Германии и во Франции шпиономания в годы войны приобрела фантастические масштабы. Во Франции в 1917 году арестовали даже начальника разведки и контрразведки Жоржа Ладу по подозрению в шпионаже в пользу Германии, хотя он разоблачил множество немецких шпионов, в том числе вконец запутавшуюся в секретах и любовниках танцовщицу Мату Хари. Жоржу Ладу грозила гильотина. Однако военный трибунал не сумел доказать факт его сотрудничества с врагом. Ладу реабилитировали и даже наградили орденом Почетного легиона. Повезло! Ведь "маятник" мог качнуться совсем в другую сторону.
А в России в это самое время началась революционная вакханалия. Временное правительство упразднило многие учреждения империи, однако военная контрразведка осталась в полной неприкосновенности. И после Октябрьской революции она вовсю продолжала работать: поменялась только вывеска – Особый отдел ВЧК, под которой и продолжили свою службу многие сотрудники царского Разведочного отделения.