27 января 1859 года родился Павел Николаевич Милюков, лидер кадетов, историк, публицист. В ноябре 1916 года он выступил в Государственной думе со своей знаменитой речью: "Что это? Глупость или измена?". Будущий министр иностранных дел Временного правительства разнес в пух и прах царский кабинет министров: он-де неспособен управлять страной, находится в параличе, необходимо отправить его в отставку. И привязавшись к какому-то правительственному распоряжению, с пафосом вопрошал с думской трибуны: "Что это – глупость или измена?". А ему вовсю аплодировали. Помогать властям никто и не думал. Все говорили: ну что это за министры?! Вот дали бы нам власть! Мы бы уж показали тогда, как надо управлять.
Они были в себе настолько уверены, что им были не указ ни сотни примеров из истории, ни уроки Великой французской революции. Они готовы были разбивать себе лбы и наступать на одни и те же грабли. Можно было бы сказать: да наплевать на них! Пусть расшибают себе лбы на здоровье. Ан нет! Они же в итоге стали-таки властителями огромной страны, а следствием их просчетов, неумения и самомнения стало то, что лбы оказались разбитыми не только у них, но и у всех поголовно россиян. "Что это – глупость или измена?"
А потом Милюков умыкнул за границу, "благородно" предоставив всем россиянам отвечать за свои ничем не подкрепленные амбиции и прожектерство. Ну что на это сказать? Вспоминается диалог из фильма "Тот самый Мюнхгаузен": "Мне сказали – умный человек. — Ну мало ли что про человека болтают".
Публицист эмиграции Иван Солоневич вспоминал: "Истинно Божиим попущением, часть гигантов русской общественной мысли, властителей русских интеллигентских дум, пожирателей иностранных философских цитат — ухитрилась все-таки сбежать за границу. Наивные люди — и я в свое время был в их числе, — могли бы предположить, что гиганты мысли, кое-как омыв разбитые свои лбы, постараются кое-как вправить вывихнутые свои мозги. И дадут нам всем добросовестный совет: как, по крайней мере, не влипнуть в такую же дыру еще раз.
Но ничего этого не случилось. Духовные отцы революции, сбежав в эмиграцию, пишут мемуары. Каждый Иванов Седьмой доказывает черным по белому, что все предыдущие Ивановы, от Первого до Шестого включительно, были дураками и прохвостами и только один он, Иванов Седьмой, был умником. И что, если бы революция послушалась именно его, Иванова Седьмого, то все было бы вполне благополучно. Но все испортили остальные Ивановы. Выдумать что-нибудь глупее было бы затруднительно".