24 декабря 1932 года скончался скульптор Николай Андреевич Андреев. Самое известное его произведение – памятник Гоголю в Москве, первоначально открытый в мае 1909 года на Пречистенском, ныне Гоголевском, бульваре.
У памятника судьба сложилась тяжелая. Подстать временам, в которые он создавался. Алексей Евгеньевич Грузинский, председатель Общества любителей российской словесности, выступая при закладке монумента, сказал: "Памятник Гоголю сооружается в беспокойную и тревожную пору русской жизни, когда многое тронулось с места и все застоявшееся пришло в движение".
А у Андреева Гоголь представлен сидящим на скамье, с опущенной головой, глубоко погруженный в свои скорбные размышления. И никакого движения! Скульптор хотел подчеркнуть противоречивый гений писателя, однако не все поняли его замысел. Например, графиня Прасковья Уварова, глава Московского археологического общества, заявила, что заплатит 12 тысяч рублей тому, кто избавит Москву от андреевского монумента. Зато Василий Васильевич Розанов верно уловил основную идею Андреева. Но сетовал, что скульптор показал "конец" Гоголя – вот-вот он бросит в камин 2-й том "Мертвых душ", а за этим – душевная тоска и смерть. Это – болезнь, пишет Розанов, этого конца не надо было изображать. Поэтому, заключает философ, "памятник хорош и не хорош; очень хорош и очень не хорош"...
А потом грянула революция. Новым властям не понравился гоголевский пессимизм в исполнении Андреева. Он, по-видимому, не отвечал настрою эпохи. А посему памятник отправили в "ссылку" в Донской монастырь, который тогда был филиалом Музея архитектуры имени Щусева, а на его месте в марте 1952 года установили новый монумент Гоголю работы Николая Тóмского. У него Гоголь стоит в полный рост, исполнен оптимизма, с легкой ироничной улыбкой на губах. Однако, москвичи метко отметили: в стоячем памятнике нет того, что есть в сидячем.
Впрочем, новому монументу следует все-таки отдать должное. В частности, Томский удачно связал "своего" Гоголя с памятником Пушкину на Тверском бульваре. Два гения как бы идут навстречу друг другу по Бульварному кольцу. По которому, кстати, оба любили гулять.
А старый памятник работы Андреева был вызволен из Донского монастыря в 1959 году и перенесен во дворик дома Талызина на Никитском бульваре – совсем неподалеку от нового памятника Гоголю. В этом особняке, у своего друга графа Александра Петровича Толстого, бывшего обер-прокурора Синода, создатель "Мертвых душ" провел последние годы жизни.