Узнать за 90 секунд

Суворов: на штурм Измаила можно пускаться лишь один раз в жизни

Читать на сайте radiosputnik.ru
Сегодня – День воинской славы России – День взятия турецкой крепости Измаил российскими войсками под командованием Суворова.
Незадолго до штурма наш полководец послал начальнику крепости краткий и ясный ультиматум: "Я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление – и воля. Первый мой выстрел – уже неволя. Штурм – смерть". На что турецкий командующий ответил: "Скорее Дунай потечет вспять и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил".
Стало понятно, что турки будут стоять насмерть, тем более, что был известен указ султана, где он обещал казнить каждого, кто покинет крепость. К тому же Измаил, построенный в том числе и с помощью французских инженеров, считался неприступной цитаделью – самой мощной в Европе.Но слово Суворова крепко: 22 декабря 1790 года в 5 часов 30 минут утра начался приступ. К 8 часам утра все крепостные укрепления были взяты. Но кровавая битва на улицах города продолжалась еще целых восемь часов.
Специалисты говорят, что штурм Измаила Суворовым – это как виртуозно сыгранная музыкальная пьеса.
Турецкие потери составили 29 тысяч человек убитыми. Огромное количество османов сдалось в плен. Потери русской армии составили четыре тысячи человек убитыми и шесть тысяч ранеными. Были захвачены огромное количество орудий, свыше 400 знамен, огромные запасы провианта и драгоценностей.
Таковы военные итоги взятия Измаила. Политические были еще более огромными. Эта победа как громом поразила всех недоброжелателей России в Европе. А турки и вовсе пребывали в панике. Вскоре они поспешили заключить с Петербургом Ясский мир, который окончательно подтвердил присоединение Крыма к России и установил русско-турецкую границу по реке Днестр. В состав России вошло все северное Причерноморье от Днестра до Кубани...
Сам Суворов, который, как известно, не останавливался ни перед каким смелым предприятием, смотрел на измаильский штурм как на дело исключительное. Года два спустя, проезжая мимо одной крепости в Финляндии, он спросил своего адъютанта: "Можно взять эту крепость штурмом?"
Адъютант бойко ответил: "Какой крепости нельзя взять, если вы взяли Измаил?" Суворов задумался и, после некоторого молчания, заметил: "На такой штурм, как измаильский, можно пускаться лишь один раз в жизни"...
Обсудить
Рекомендуем