Сегодня в России отмечается профессиональный праздник – День участковых уполномоченных полиции. Он установлен в 2002 году приказом Министерства внутренних дел. Дата 17 ноября выбрана в связи с тем, что в этот день в 1923 году Народным комиссариатом внутренних дел РСФСР была утверждена "Инструкция участковому надзирателю".
А до революции были околоточные надзиратели. Один из них рассказывал газете "Голос Москвы": "Работы по горло. Работаешь и днем и ночью, и утром и вечером. И за тем наблюдай и за этим. Домовладелец снега со двора не вывозит – околоточный виноват. У другого выгребные ямы не в порядке – опять же с нас взыскивают. Видите ли, с утра маковой росинки во рту не было – некогда. Обойдешь свой околоток, спешишь на работу в участок. Из участка бы следовало домой забежать – никак не возможно. Разноси квартирантам повестки".
У Василия Васильевича Розанова в "Опавших листьях" есть очень глубокая мысль об околоточных надзирателях, участковых. Он пишет, что в разговоре с ним Валентин Тернавцев, служивший Синоде, автор учебников для церковно-приходских школ, сделал необыкновенной глубины замечание. Я, пишет Розанов, "говорил... об университетах, о правительстве и министрах. Он меня перебил:— Пустое! Околоточный надзиратель – вот кто важен!.. Тут вот везде под крышами живут люди. Какие люди? как они живут? – никто не знает, ни министр, ни ваш профессор. Наука не знает, администрация не знает. И не интересуется никто. Между тем какие люди живут и как они живут – это и есть узел всего; узел важности, узел интереса. Знает это один околоточный надзиратель, – знает молча, знает анонимно, и в состав его службы входит – все знать, "на случай"; хотя отнюдь не входит в состав службы обо всем докладывать. Он знает вора, – он знает проститутку, – он знает шулера, человека сомнительных средств жизни, знает изменяющую жену, знает ходы и выезды женщины полусвета. Все, о чем гадают романы, что вывел Горький в "На дне", что выводят Арцыбашевы и другие – вся эта тревожная и романтичная жизнь, тайная и преступная, ужасная и святая, находится, "по долгу службы", в ведении околоточного надзирателя...
Я только ахнул в душе: "В самом деле – так! и – никому в голову не приходило!"Тернавцев как-то еще ярче и глубже это сказал. Почти в этом смысле: все службы – призрачны и литературны, а действительная служба одна – это полицейская".
После революции околоточных надзирателей сменили участковые надзиратели. А по сути-то ничего ведь не изменилось.