14 ноября 1918 года родился Павлик Морозов, пионер из села Герасимовка Свердловской области. По канонической советской версии, он донес властям на собственного отца Трофима, укрывавшего хлеб от властей, и отца посадили. Через некоторое время 13-летнего Павлика и его младшего четырехлетнего братишку Федю нашли мертвыми в лесу. В убийстве обвинили родственников по отцу: деда, бабку и двоюродного брата. Их расстреляли. А после гибели Павлик Морозов был навечно вписан в историю пионерии под номером один.
Впрочем, в истории жизни и смерти Павлика много неясного, и весьма трудно отделить историю борца с кулаками от реальной жизни полуграмотного деревенского паренька из многодетной семьи. Есть и другие версии, помимо официальной: Павлик, устав от издевательств алкоголика-отца и деда-деспота, выдал их обоих властям. По другой версии, Павлик донес на отца по наущению матери: отец бросил ее с четырьмя детьми, и ушел к другой.
Следователь, который вел дело, позднее скажет, что арест отца Павлика произошел не по доносу мальчика. Он был арестован за то, что в бытность председателем сельсовета, выдавал поддельные справки, которые разрешали раскулаченным крестьянам покидать место ссылки.
На суде Трофима Морозова показания давала и его жена, а Павлик лишь подтвердил ее слова – поддержал мать, брошенную отцом. Трофим получил десять лет ссылки. По закону его земельный надел перешел к старшему сыну – Павлику. И пионер был убит отцовскими родственниками именно из-за этой земли. После его смерти надел должен был перейти в собственность деда по отцу.Современные историки говорят: убийство Павлика Морозова – это семейно-бытовая драма без всякого политического подтекста. А Павлик просто хотел, как умел, помочь матери и братьям, так как был старшим сыном. Он думал, что отца на суде просто припугнут и вернут в семью.
Отец Павлика после приговора суда был сослан на строительство Беломорско-Балтийского канала. За ударный труд ему сократили ссылку до трех лет. Есть сведения, что Трофим Морозов даже получил правительственную награду. После отбытия наказания он жил в Тюмени. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.