Спустя месяц после начала обострения палестино-израильского конфликта становится ясно, что урегулировать его быстро не получится, даже несмотря на призывы международных организаций и лидеров иностранных государств к прекращению огня и переговорам. О ситуации на Ближнем Востоке, роли Турции в урегулировании, османском прошлом региона и о многом другом говорим в авторской программе "Починяем примус с Евгением Примаковым" в эфире радио Sputnik.
Евгений Примаков: господин (президент Турции Реджеп Тайип) Эрдоган довольно давно высказывал претензии в адрес и НАТО, и американцев, начиная с того простого факта, что в США находится проповедник Фетхуллах Гюлен, которого Эрдоган считает своим главным и заклятым врагом. Также Турция небезосновательно обвиняет США в поддержке курдских формирований.
Александр Сотниченко: американцы не терпят независимых лидеров. Посмотрите на тех, кто остался в Европе, – ни одного нормального человека. В Европе не осталось ни одного правительства, управленца, кроме (премьер-министр Виктора) Орбана в Венгрии. А вот Эрдоган – это человек, который действительно думает о национальных интересах Турции. Да, эти интересы далеко не всегда совпадают с российскими, тем не менее это человек, который мыслит самостоятельно. Это то, что американцы терпеть не могут. Сто лет назад 60 процентов мировой экономики принадлежала США, а сейчас и 17-ти не будет. То есть за это время американцы очень сильно просели, и любой независимый режим, тем более в Евразии, - для них это смерти подобно.
Евгений Примаков: я вижу очень интересную реакцию соседей Израиля. Например, Ливана, Иордании, Турции. Турецкая риторика "держите меня семеро, сейчас мы разберемся за всех мирных людей, погибших в Газе", кроме нескольких громких фраз, пока что ни к какой реальной политике не привела. Никаких мирных инициатив, кроме очевидного - гуманитарные паузы, прекращение огня и убийств, - от Турции пока не было слышно.
Александр Сотниченко: со времен 1973 года не было для Израиля такой серьезной угрозы. И сейчас даже небольшие силы могут дешево нанести серьезный ущерб Израилю. Это не угроза уничтожения, Израиль не позволит себя уничтожить. Тем не менее израильтяне очень сильно испугались. А второй момент: все-таки до сих пор ни одна из арабских стран и мусульманских стран не задействовала экономического оружия, которое было задействовано в 1973 году. Турция могла бы нанести очень серьезный ущерб, если бы ввела какое-нибудь эмбарго, если бы воздействовала на своих союзников в Азербайджане, если бы заключила какой-нибудь договор с Ираном. Но этого всего пока совсем не видно.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.