Узнать за 90 секунд

Разгром армии Фридриха II и первое взятие русскими Берлина

Читать на сайте radiosputnik.ru
Девятого октября 1760 года в ходе Семилетней войны русские и австрийские войска взяли Берлин. Это стало возможным после Кунерсдорфской сражения, завершившееся победой русско-австрийских войск над прусской армией Фридриха II.
Незадолго до сражения новым командующим русской армии был назначен генерал-аншеф Петр Семенович Салтыков. Мемуарист Андрей Тимофеевич Болотов так описывал его: "Старичок, седенький, маленький, простенький, в белом кафтане, без украшений. Мы, привыкшие к пышности командиров, не понимали, как такому старичку можно было быть главным командиром столь великой армии".
Но у Салтыкова за неказистой внешностью было то, что отличало его от предшественников – полководческий талант, здравый смысл, энергия и глубокое знание русского солдата. Он наголову разгромил Фридриха II под Кунерсдорфом. В начале битвы пруссаки, как обычно, полезли напролом, но не выдержав контрудара, обратилась в повальное бегство. Прусский король после боя сумел собрать только три тысячи солдат. Потери его армии составили 26 тысяч. Потери русских и австрийцев – 16 с половиной тысяч. Фридриху пришлось оголить путь на Берлин, чем и решили воспользоваться русские и австрийские войска.
Взятие Берлина не имело военного значения, но обрело политический резонанс. Граф Петр Иванович Шувалов, глава правительства Елизаветы Петровны, выразился по этому поводу афористично: "Из Берлина до Петербурга не дотянуться, но из Петербурга до Берлина достать всегда можно".Русским отрядом руководили генерал граф Захар Григорьевич Чернышев, будущий фельдмаршал и Московский главнокомандующий, а также граф Готтлоб Тотлебен, саксонец на русской службе, генерал и авантюрист по совместительству. В рейде на Берлин "отличились" австрийские войска. Нет, не беспримерным мужеством, а невиданным мародерством. Они похвалялись, что оставят от Берлина одни руины. От полного погрома прусскую столицу спасли русские. Наши патрули стали расстреливать мародеров. Австрийцы поняли, что с русскими шутки плохи – и в Берлине воцарилось спокойствие. Даже прусский король признался: "Спасибо русским. Они спасли Берлин от ужасов, которыми австрийцы угрожали моей столице".
Но, сказав "спасибо", Фридрих II тут же позвал своего секретаря и приказал: сочини-ка хороший мемуар о злодействах русских в моей столице! Что и было исполнено. Памфлет был распространен по всей Европе.
Обсудить
Рекомендуем