В свои 75 лет ООН напоминает свадебного генерала, заслуга которого в том, что он еще живой. Но сказать "спасибо" только за это – язык не повернется. Тем паче есть тут один, который, если судить лишь по возрасту, заслуживает большей благодарности.
Неделя высокого уровня в ООН – этот ежегодный слет мировых лидеров – не только первыми двумя словами наводит на аналогию с Неделей высокой моды. Здесь тоже часто поражают публику такими экстравагантными идеями, которые использовать в обычной жизни решительно невозможно. Тем не менее, для политического "кто во что горазд" Организация объединенных наций – едва ли не последняя международная площадка, где еще можно нести всякий бред. Скажем, президент Колумбии Густаво Петро год назад предложил миру легализовать кокаин и забыть об углеводородах.
Сейчас ждали реприз от другого любителя этого дела, который колумбийское предложение принял сразу и охотно, причем еще задолго до Петро. До сих пор принимает регулярно и с удовольствием. А углеводородов у него отродясь своих не было. Что исполнит, известно. Как известно и то, что это совсем не главное, пусть и попытаются "кутюрье" украинского конфликта пропихнуть его здесь как самую актуальную мировую тенденцию. Главное – это стиль "ретро", которому необратимо следует ООН, вольно или нет, но подражая Лиге наций. Тот еще "винтаж". Кажется, что тоже вот-вот свинтит.
Потому и воспринимается теперь любая Генеральная ассамблея всего лишь как генеральная репетиция. Пока боятся даже подумать, чего именно, но уже опасаются, что каждая тоже может стать последней. Уж очень неразрешимыми выглядят противоречия между глобальными игроками, когда даже рациональное зерно отвергается только потому, что произрастает с другой стороны баррикад. И это не метафора. Глава Евросовета Шарль Мишель, например, готовность России безвозмездно поставить в Африку для начала миллион тонн пшеницы обозвал "цинизмом". Нет смысла уточнять причину. Хотя бы потому, что смысл – это последнее, что их интересует.
О зерне, кстати, речь на Генассамблее тоже зайдет. Правда, генсек ООН Антониу Гутерриш уже признал, что Организация бессильна объединить нации в этом вопросе. Впрочем, она бессильна не только в нем. В свои 75 лет напоминает того свадебного генерала, единственная заслуга которого в том, что он все еще живой. Однако сказать "спасибо" только за это – язык не повернется. Тем паче есть тут один, который, если судить лишь по возрастному показателю, заслуживает большей "благодарности", ибо живее всех живых – уже как мумия. Но свои порядки наводить все еще пытается.
Собирается под шумок разговоров о расширении Совета Безопасности протащить в постоянные члены Германию с Японией. Забыл, поди, болезный, что костяк Совбеза потому и составили победители, чтобы этих двоих на пушечный выстрел к нему не подпускать. Сама попытка ввести их в основу должна расцениваться как отъявленное стремление уже даже не переписать, а перечеркнуть итоги Второй мировой. Так что, скорее всего, до этого не дойдет. Но не исключено, потому что из-за такой вот провокационности какая-нибудь из Генассамблей все-таки станет последней.
О событиях в мире откровенно, остро, на грани – в авторском Телеграм-канале Михаила Шейнкмана.