Седьмого августа 1932 года в СССР был опубликован «закон о трех колосках» — знаменитый "указ семь-восемь". Именно о нем в телефильме "Место встречи изменить нельзя" вор Ручечник говорит Жеглову: "Указ семь-восемь шьешь, начальник?"
Власти обосновывали необходимость ужесточения наказания тем, что в последние годы увеличились хищения грузов на железных дорогах, воровство колхозного имущества. Кражи организовывались антисоветским элементами, чтобы расшатать государственный строй.
При этом Сталин даже подвел под "указ семь-восемь" историческую базу. Он писал: "Капитализм не мог бы разбить феодализм, если бы он не сделал частную собственность священной... Социализм не сможет добить и похоронить капитализм в стране, если не объявит государственную и колхозную собственность священной и неприкосновенной".
И все-таки "указ семь-восемь" породили не исторические аналогии, а массовый голод 1932-1933 годов в Поволжье, на Урале, в Сибири, Белоруссии, на Украине, в Казахстане. Он стал результатом резкого падения урожаев из-за массовой коллективизации – почти на треть.
Постановлением от 7 августа 1932 года за хищение госимущества теперь полагалось до 10 лет. И это при смягчающих обстоятельствах, а без них – расстрел с конфискацией.
Один из колхозников был осужден на 2 года за то, что он набрал в ладонь горсть зерна и съел его, так как отощал и не имел сил работать. Церковный служитель убирал снег на колокольне и обнаружил там два мешка кукурузы. Сообщил в сельсовет. В ходе проверки на колокольне обнаружили еще один мешок кукурузы. Служителю дали 10 лет: он якобы хотел присвоить себе третий мешок.
И уже совсем нелепый случай. Один парень был осужден за то, что ночью, как говорится в приговоре, баловался в овине с девушками и причинил этим беспокойство колхозному поросенку. Судья изрек: поросенок – колхозная собственность, а она священна. И в итоге шаловливого паренька присудили "за беспокойство" колхозной собственности к 10 годам лишения свободы.
Всего по "указу семь-восемь" было осуждено 183 тысячи человек. Впрочем, в январе 1936 года началась массовая реабилитация осужденных. Власти поняли, что хватили чересчур. Хотя справедливости ради стоит сказать: за год после указа количество хищений снизилось в два-три раза. "Закон от трех колосках" утратил силу в 1947 году с принятием нового указа. А вот кража «"Ручечником" дипломатической шубы осенью 45-го еще подпала под довоенный "указ семь-восемь".