17 июля 1919 года Совет народных комиссаров принял постановление "О постановке в Москве памятников великим людям". Список тех, кого необходимо было увековечить, обсуждался долго. В итоге в него вошли 66 фамилий в 6 частях. Три шестерки – число зверя Апокалипсиса. В первую часть списка попали, конечно же, пламенные революционеры – начиная со Спартака, Брута и Тиберия Гракха. Далее шли Маркс с Энгельсом, Стенька Разин, Пестель, Герцен, Халтурин, Каляев, даже Робеспьер с Дантоном. И это при том, что первый казнил второго.
Вторая часть списка – писатели и поэты: Лев Толстой, Лермонтов, Пушкин, Достоевский. Уж не за роман ли "Бесы" он удостоился такой чести?В раздел художников, каким-то образом попали Андрей Рублев и Александр Иванов. И это при том, что первый – иконописец, а второй – почти тоже самое. А в списке артистов было всего две фамилии – Мочалов и Комиссаржевская.
Хотя в стране шла Гражданская война, на постановку памятников выделили огромные деньги. Поэтому в проекте участвовали серьезные мастера, такие, скажем, как Коненков и Меркуров. Да вот материал-то был плохой – в основном гипс и низкокачественный бетон. Например, памятник Робеспьеру развалился через три дня после открытия. В газетах писали, что его подорвали враги советской власти. А вот памятник Бакунину на Тургеневской площади, выполненный в стиле кубизма, действительно взорвали. Анархисты. Видно, оскорбились за своего вождя и учителя. Уж больно он какой-то квадратный и угловатый получился.
А еще всех ошарашил Меркуров, предложивший проект памятника "Карл Маркс, стоящий на четырех слонах". Символ понятный, эпический. Но проект все-таки жюри отклонило.
В 1924 году, сразу после смерти Ленина, видный большевик Леонид Красин написал в "Известиях" о том, какими должны быть монументы вождю мирового пролетариата: "В римской тоге фигура на пьедестале производит впечатление известной гармонии. Наш повседневный костюм как-то плохо вяжется с бронзой. Одно из наиболее удачных изображений Владимира Ильича, говорящего речь с характерно протянутой рукой, явится, вероятно, одним из основных мотивов для его памятников".
Да, эта ленинская рука, указующая в неопределенную туманную даль, всем будет хорошо знакома по сотням монументов Ильича. Еще и с кепкой в руке. А вот Ленина в римской тоге представить почти невозможно. Если еще учесть, что римляне бороды брили, растительность на лице они считали признаком варвара, обитателя германских лесов. Однако Красин все это говорил вполне серьезно – ни капельки мудрой и спасительной самоиронии…