3 июля 1897 года после многочасовых обсуждений в ресторане "Славянский базар" Станиславский и Немирович-Данченко решили создать народный театр, ныне известный под аббревиатурой МХАТ.
Станиславский потом вспоминал: переговоры длились без перерыва восемнадцать часов. Мировая конференция народов не обсуждает своих важных государственных вопросов с такой точностью, с какой мы с Немировичем-Данченко обсуждали тогда основы будущего дела. Было решено, что мы создаем народный театр – приблизительно с теми же задачами и в тех планах, как мечтал Островский. Подробно рассматривался состав труппы будущего театра. В протокол было записано: литературное veto принадлежит Немировичу-Данченко, художественное – Станиславскому.
Театра должен был стать "общедоступным". Это означало, что билеты на спектакли будут дешевыми. Значит, нужны спонсоры, чтобы окупать столь дорогостоящее предприятие. Искусство требует жертв. Спонсоры, слава Богу, нашлись достаточно легко. Среди них – знаменитый Савва Морозов и нефтепромышленник Николай Тарасов.
Художественно-общедоступный театр открылся 26 октября 1898 года постановкой трагедии Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович". А 17 декабря 1898 года состоялась премьера чеховской "Чайки".После Октября 17-го театр оказался в сложном положении. Новые власти обвиняли его в саботаже и в "нежелании" принять революционную действительность.
Основанием послужило то, что часть труппы во главе с Василием Качаловым, выехала в 1919 году в гастрольную поездку, однако события Гражданской войны помешали ей вернуться в Москву и труппа вынуждена была несколько лет гастролировать по Европе.
В 1922 году труппа все-таки вернулась в Россию. И театр перестали критиковать. Тут, конечно, помогло и то, что постановки МХАТа, в частности "Дни Турбиных" Булгакова, нравились Сталину. К тому же вождь был в хороших отношениях со Станиславским. Они познакомились уже после революции. Режиссер так разволновался, что представился Сталину настоящей фамилией:— Алексеев.Сталин, улыбаясь и протягивая руку, ответил в тон:— Джугашвили.