30 июня 1989 года скончался народный артист СССР Ростислав Янович Плятт. Его отец, ростовский адвокат, был по происхождению "поляк, сильно обрусевший", мать родом из Полтавы.
Семья еще до революции переехала в Москву. Плятт со школьной скамьи серьезно увлекся театром. Почти всю жизнь он прослужил в Театре имени Моссовета. Там, где появлялся Ростислав Янович, сразу становилось весело. По воспоминаниям коллег, двухметровый Плятт с манерами английского аристократа обожал своими шутками вгонять в краску дам. Анекдотами от Плятта заслушивалась вся Москва. Когда артист был особенно в ударе, мог и похулиганить, но интеллигентно.
В 30-е годы он на спор голым выкупался под стенами Кремля. Актер играл с коллегами в покер на интерес. Когда Плятт понял, что проиграл, то разделся и прыгнул в воду. Милиционеры составили на Плятта протокол. Этот документ артист бережно хранил вместе с правительственными наградами.
Сниматься в кино Ростислав Янович начал сравнительно поздно – в 30 лет. Первая же роль в фильме "Подкидыш" сделала его знаменитым. Еще одна яркая роль – завхоза Бубенцова в комедии "Весна". Фразы этого пройдохи запомнились зрителям: "Где бы ни работать, только бы не работать!".
В конце жизни Плятт написал книгу воспоминаний "Без эпилога", где говорит о своей работе в кино: "Я был жаден до работы и очень контактен, мне нравилось узнавать людей. Я брался за все, что предлагали. Но до явной халтуры не опускался, тем более, что с голоду не умирал. Я снялся примерно в сорока фильмах. Цифра ничтожная рядом с Жаровым или Крючковым, но и она, на мой взгляд, завышена – настоящих удач в этом списке немного".
Несомненная удача – роль пастора Шлага в телесериале "Семнадцать мгновений весны". На съемках Плятту пришлось впервые в жизни встать на лыжи. Ростислав Янович честно признался Татьяне Лиозновой, что готов ручаться только за первые пять шагов. И сдержал слово: пройдя это расстояние, он упал. Специально ради этого в сценарии появилась новая фраза: "У Штирлица защемило сердце. Он увидел, что пастор совсем не умеет ходить на лыжах".Зато потом Плятт любил повторять с улыбкой: "До встречи со Штирлицем пастор Шлаг великолепно ходил на лыжах".