Седьмого июня 1848 года скончался Виссарион Григорьевич Белинский. Его дед по отцу был священником в селе Белынь Пензенской губернии. И фамилия будущего литературного критика поначалу была Белынский. А при поступлении в Московский университет Виссарион заменил букву "ы" в своей фамилии на "и", посчитав такой вариант более благозвучным.
Белинский первым заявил о гениальности Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Вместе с тем декабристы и Белинский первыми заговорили о терроре и насилии, как единственном средстве, которое поможет построить в России светлое будущее. "Неистовый Виссарион" писал своему приятелю: "Я начинаю любить человечество по-якобински: чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я огнем и мечом истребил бы остальную. Я чувствую, что будь я царем, непременно сделался бы тираном".
А еще критик говорил, что завидует людям, которые будут жить в 1940 году. И год-то он выбрал симптоматичный! Уже началась Вторая мировая война, Гитлер берет Париж, Меркадер убивает в далекой Мексике Троцкого. На родине критика, которая стала называться СССР, на экраны вышел фильм "Подкидыш", учреждается Сталинская премия по литературе. Ее Белинский, живи он в 1940-м, обязательно бы получил.
Комендант Петропавловской крепости генерал Иван Скобелев, как-то встретив Белинского на Невском проспекте, пошутил: "Когда же вы к нам? Берегу для вас тепленький казематик". Скобелев-то всего лишь не очень удачно пошутил, а в 1940-м многим уже было не до шуток.
Перед самой революцией вышли полные собрания сочинений Белинского, Писарева, Добролюбова, которого либеральная интеллигенция почему-то всерьез называла философом. А ведь мало кто из настоящих философов мог похвастаться таким вниманием. Полного собрания сочинений не было ни у Владимира Соловьева, ни у Ивана Аксакова, ни у Константина Леонтьева.
Иванов-Разумник в своей "Истории русской общественной мысли" разъяснил этот парадокс: "Имя Белинского окружено для нас ореолом борца и мученика за истину и правду. Понятно, за что возненавидели его палачи и прихвостни системы официального мещанства: они поняли, что Белинский – это знамя победы русской интеллигенции над темными обезличивающими силами". Так Белинского сделали символом революции еще задолго до революции.