Алексей Осин: продолжаем разговор. По-прежнему Алексей Осин у микрофона. И теперь о ежеквартальном отчете, который опубликовала "Роснефть", и действительно показатели впечатляют: чистая прибыль выросла на 43%, 323 миллиарда рублей. Кроме того, снизились капитальные затраты, выросла и добыча на 1,3%. Введены в строй 700 новых скважин, в том числе пробурено восемь поисковых со стопроцентным результатом. Вот давайте попробуем обсудить это с Александром Фроловым, заместителем генерального директора "Национальной экономики". Здравствуйте, Александр Сергеевич.
Александр Фролов: да, здравствуйте.
Алексей Осин: Действительно ли можно считать приведенные цифры и показатели впечатляющими, хорошими? Как бы вы их оценили?
Александр Фролов: да это отличные показатели. Я здесь исхожу из прогнозов, которые касались результатов компании, в первую очередь финансовых результатов. Мы увидели, что реальный результат оказался гораздо выше прогнозируемого, то есть практически никто из аналитиков не угадал. Притом некоторые аналитики, ну, по некоторым позициям расхождение составляло порядка 20%. Условно говоря, если мы смотрим на такой показатель, как EBITDA, то там прогнозы ошиблись примерно на 100 миллиардов рублей, а это существенно.
Показатель EBITDA вам более четко демонстрирует успешность компании в ее основных производственных процессах. И тут мы понимаем, что есть и внешние факторы, это и ограничения, которые связаны с запретом на импорт российской нефти, введенный странами Европейского союза, запретом, касающимся морских перевозок российской нефти, а потом и российских нефтепродуктов. Вот эти запреты были одними из главных факторов, давящих на производственные показатели, потому как предполагалось, что совокупная добыча в России под давлением санкций может сократиться примерно на 25-30%. Но, как мы видим, этого не произошло, а учитывая, что "Роснефть" у нас крупнейший игрок на российском рынке нефти, один из крупнейших в мире, то основное снижение, которое могло бы произойти из-за санкций, пришлось бы на "Роснефть". Мы этого не наблюдаем. Мы наблюдаем прямо противоположный процесс – компании удалось адаптироваться под вот это давление и даже нарастить показатели.
Плюс ко всему у нас растет налоговое бремя. Если исходить из того, что компания улучшила показатели за первый квартал, она, наверное, достигла пика эффективности.
Алексей Осин: "Роснефть" отчиталась о росте углеводородов. Например, динамика добычи газа показывает неплохой рост.
Александр Фролов: у компании довольно большие планы по природному газу, и там порядка 27% от совокупной добычи в нефтяном эквиваленте – это добыча природного газа, то есть это довольно значимая составляющая сейчас в бизнесе компании, и предполагается, что этот показатель будет расти.
Алексей Осин: аналитики пишут, что драйвером роста добычи также стал проект "Сахалин-1".
Александр Фролов: в рамках этого проекта и того факта, что ExxonMobil в первом полугодии, я очень мягко скажу, из-за низкой активности предыдущего оператора этого проекта добыча там просто не велась. А здесь со второго полугодия добыча стала восстанавливаться и дошла до плановых отметок в настоящий момент.
Алексей Осин: Еще один момент. Сказано в отчете о том, что строится порт "Бухта Север", через который будут отгружать нефть и через Северный морской путь доставлять потребителям. Насколько важен этот проект для страны?
Александр Фролов: это часть проекта "Восток Ойл", и "Восток Ойл", ну, если очень скромно сказать, это просто крупнейший нефтяной проект в мире сейчас. По планам на этом проекте к концу текущего – началу следующего десятилетия планируется добывать порядка 100 миллионов тонн нефти. Это для понимания – в РФ до всех кризисов добывалось порядка 550 миллионов тонн. Здесь на одном проекте будет 100. Вот можно оценить масштаб. Притом, что мы являемся одним из трех крупнейших производителей нефти на планете Земля. Ну вот сравним. И работы, которые вы перечислили, - это, безусловно, важно, это подготовка инфраструктуры, потому что это, по сути, чистое поле. Там нужно и транспортную инфраструктуру создать, и электроэнергетическую инфраструктуру создать, то есть нужны дороги, нужны трубопроводы, нужны портовые мощности. И вот это сейчас там формируется. Ну и плюс ко всему там ведутся работы по бурению, по обустройству месторождений в рамках "Восток Ойла".
Алексей Осин: Спасибо большое! Александр Фролов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики был в эфире радио Sputnik.