31 мая 1952 года был открыт для судоходства знаменитый Волго-Донской канал. Идея соединить две реки – Волгу и Дон – существовала с древних времен. Еще в VII веке до нашей эры скифы волоком перетаскивали свои суда через Волго-Донской водораздел. Этим волоком пользовались и славяне. О соединении рек мечтали персидский царь Дарий I и Александр Македонский.
В 1563 году турецкий султан Сулейман Великолепный повелел выкопать в донских степях "турецкий канал", однако из этой затеи ничего не вышло. В 1696 году Петр I тоже решил соорудить канал между Волгой и Доном. Но вскоре началась война со Швецией, и царь приостановил строительство.До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако они не были реализованы в основном из-за противодействия владельцев железных дорог.
В 1920 году по плану ГОЭЛРО власти вновь подняли вопрос о создании канала. Однако проект был создан лишь к середине 1930-х годов. А потом началась Великая Отечественная война. Работы возобновились по окончании Сталинградской битвы, в 1943 году. Возглавил строительство Сергей Жук, под руководством которого уже были построены Беломорско-Балтийский канал и канал Москва–Волга. Рабочих и специалистов набирали по всей стране – всего 700 тысяч человек. В строительстве также принимали участие порядка 100 тысяч военнопленных немцев и советские заключенные.
Канал получился длиной 101 километр. Время его прохождения – 10-12 часов. Он питается донской водой из Цимлянского водохранилища, поскольку Дон лежит выше Волги на 44 метра.Постарались и советские зодчие, создав целый архитектурный ансамбль Волго-Дона. Конечно же, не обошлось без памятников. Возле первого шлюза на высоком постаменте был установлен памятник Сталину. Но он простоял недолго. В 1961-м его убрали, а на старом постаменте в 1973-м поставили скульптуру Ленина.