16 мая 1870 года по решению Парижской коммуны была снесена Вандомская колонна как символ варварства, милитаризма и завоевательных войн.
43-метровая колонна, изготовленная из бронзы неприятельских пушек и увенчанная статуей Наполеона, была воздвигнута в Париже в 1810 году в честь побед корсиканца.
Один историк заметил раз за разом повторяющуюся закономерность. По странному свойству человеческой психологии самые великие памятники воздвигаются именно великим поджигателям войн. Наполеон стал легендой, сладчайшим воспоминанием поверженной Франции, которая своим поражением была обязана преимущественно ему, "Великому корсиканцу", даже и не французу. И действительно: Наполеон своими войнами выбил несколько поколений молодых французов. В конце его правления уже призывались 16-17-летние рекруты.
А судьба Вандомской колонны как-то с самого начала не задалась. Особенно досталось бронзовому Наполеону, установленному на вершине. Уже четыре года спустя после открытия памятника, когда в Париж вошли союзные войска, корсиканца с колонны убрали. А русский император Александр I защитил саму Вандомскую колонну – парижане хотели ее уничтожить. Колонну охраняли русские солдаты, пока ее не демонтировали и не увезли в безопасное место.
В 1833 году ее поставили на прежнее место. И теперь коммунары взялись за Вандомскую колонну – ее повалили на землю под улюлюканье многочисленных парижских зевак. Инициатором сноса выступил французский художник Гюстав Курбе, который был назначен коммуной комиссаром по культуре. После поражения Коммуны правительство подняло колонну, вновь поставило на ее вершине истукана, то есть статую Наполеона. При этом суд решил, что инициатор сноса Густав Курбе должен оплатить издержки: а это ни много ни мало – 330 000 франков золотом. Таких денег у художника не было, дело запахло тюрьмой. И он почел за благо бежать за границу. Навсегда.