Четвертого апреля 1147 года – первое летописное упоминание о Москве. В Ипатьевской летописи сообщается, что в этот день князь Суздальский Юрий Владимирович Долгорукий устроил великий пир в честь своего союзника князя Новгород-Северского Святослава Ольговича.
Уже в 1156 году Юрий Долгорукий, тогда великий князь Киевский, "заложил град Москву" – крепость в районе нынешних Боровицких ворот Кремля.
Одной из главных причин быстрого возвышения Москвы часто называют ее якобы выгодное географическое положение. Основание этой зыбкой теории положил, кажется, еще Ключевский, увидевший в Москве узловой пункт, центр пересечения трех дорог. Но если географическое положение Москвы было столь выгодным, почему же прежде нее возникли другие центры, например, Ярославль или Владимир? Кстати, Ярославль стоит на великой русской реке – Волге, а не на одном из многочисленных притоков Оки – Москве-реке. Буквально в каких-то 60-ти верстах южнее Москвы начиналось необозримое и враждебное "дикое поле", где вовсю хозяйничали литовцы и ордынцы. Но именно Москва стала центром России, а не Новгород или Тверское княжество. Хотя они еще в начале XIV века были сильнее и богаче Москвы и более надежно защищены от ордынских набегов.
Есть еще более фантастические объяснения причин возвышения Москвы. Например, видный дореволюционный историк Шмурло считал одной из причин этого возвышения "малочисленность" княжеской семьи. А другие историки говорят, что упадок Киева и возвышение Москвы произошло из-за того, что у киевских князей, наоборот, было чересчур многочисленное потомство. Это привело к междоусобицам и развалу государства. Интересно, а какой, согласно тем же историкам, должна быть идеальная цифра потомков, коэффициент рождаемости, чтобы Киев всегда оставался великокняжеской столицей, а Москва так бы и осталась захолустным городком?
И все-таки следует признать, что возвышение Москвы объясняется вовсе не географическими и генеалогическими, а политическими причинами. Прежде всего мудрой политикой московских князей и, конечно, людьми, которые прибывали на постоянно жительство в Москву из Владимирских земель, Новгорода и того же Киева. И таких было много. А значит резоны для этих людей сменить насиженные места на Москву были основательными.