Узнать за 90 секунд

Дон Жуан – любовник всех времен и народов

Читать на сайте radiosputnik.ru
24 марта 1579 года родился Тирсо де Молина, испанский драматург, доктор богословия, монах. Он первым использовал легенду о Дон Жуане в комедии "Севильский обольститель, или Каменный гость". Дон Хуан соблазнил и бросил дочь командора, которого убил на поединке. При этом он нарушил клятву жениться. А в условия этой клятвы входила смерть от руки мертвеца. Так все и случилось: мертвецом оказался убитый командор.
После Тирсо де Молины о любовнике всех времен и народов написал Жан-Батист Мольер – комедию "Дон Жуан, или Каменный гость". А в 1787 году покоритель женских сердец запел в опере-буффа Моцарта "Дон Жуан, или Наказанный распутник".
В 1824 году Джордж Байрон засел за своего Дон Жуана, который освободившись из турецкого плена вступает в армию Суворова, штурмует Измаил, а потом становится фаворитом ни много ни мало Екатерины II. Байрон поэму не дописал – погиб в Греции.
Александр Сергеевич Пушкин в 1830 году опубликовал пьесу "Каменный гость". Его дон Гуан, кажется, и вправду влюбился во вдову командора донну Анну.
У литераторов образ Дон Жуана от века к веку претерпевал существенные метаморфозы: резкие черты и грубость приемов постепенно сменяются более привлекательными качествами. Он обретает изящные манеры, благородство и обаятельность. Лишь верность и преданность как-то мало подходят к этому образу. Отсутствие этих качеств мольеровский Дон Жуан объяснял просто и без обиняков: "Превосходная затея – поставить себе в какую-то мнимую заслугу верность, навсегда похоронить себя ради одного увлечения и с самой юности умереть для всех других красавиц, которые могут поразить наш взор! Нет, постоянство годится только для чудаков".
А ведь у Дон Жуана был реальный прототип. Согласно легенде XIV века, пылкий и бесшабашный дон Хуан де Тенорио похитил дочь севильского командора могущественного ордена Калатравы Гонсало де Ульоа, убив его самого. А через несколько дней после этого дон Хуан бесследно исчез. Скорее всего, он был убит рыцарями ордена, отомстившими за смерть своего командора. Однако для своего алиби они распустили слух о небесной каре нечестивцу – об ожившей статуе командора.
Обсудить