Сырьевые запасы России сокращаются, потому что большинство из них стали разрабатывать еще в советские времена. Поэтому важен учет имеющихся ресурсов и оценка перспективных возможностей. Разумеется, с поправкой на меняющуюся рыночную и геополитическую обстановку. В этой связи Минприроды готовит актуализированную Стратегию развития минерально-сырьевой базы (МСБ) в России до 2035 года. Какие акценты в документе требуют уточнения? Какое сырье для России является дефицитным? Как чувствует себя геологоразведочная отрасль страны? Узнаем в программе "Разбор полетов" с Николаем Валуевым.
Андрей Третьяков: касаясь того, что Россия может предложить Китаю – все. Основное – это, конечно, литий, литиевых месторождений у нас достаточно много. Раньше не проводились исследования, к сожалению, мы сейчас третьи по ресурсам. Прошло достаточно много работ, прошли достаточно много лицензий по заявительному принципу, и по литию у нас великолепнейшие перспективы.
Андрей Третьяков: Стратегия развития (минерально-сырьевой базы – ред.) была разработана до 2035 года, сейчас она подлежит актуализации до 2050 года, то есть определяются какие-то реперные точки, основные направления развития. Но учитывая, что в настоящий момент актуализация, это мягко говоря актуализация, а говоря откровенно, мы столкнулись с новым вызовом. Мы должны сделать новый подход, который должен быть отражен в стратегии, целевые задачи и методы их исполнения должны быть изменены.
Андрей Третьяков: углеводородный рынок – он не эластичен. Это значит, что вы знаете количество потребления и количества добычи всегда, то есть вы точно знаете, сколько уйдет и сколько вы добудете. Таким образом, резко увеличить добычу вы не сможете и резко остановить тоже. Это мы увидели по ковидному году, который все пережили тяжелейше. И в ковидный год, скажу крамолу, по сути дела, когда нефть стала стоить дешево, у нас запасы сократились очень сильно.
Андрей Третьяков: опираясь на тот опыт, который все-таки у нас получен, и те компетенции, которыми обладают наши высокого класса специалисты, мы формируем совместно с вузами программы дополнительные к высшему образованию, но вообще оно подразумевает непрерывность образования. То есть человек, попадая в отраслевой ВУЗ, уже получает возможность и обучаться, и сразу быть на производстве, выбирая специализацию, повышать компетенцию.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.