В чем суть идеологии официальной народности, создателем которой является граф Уваров? Как к "теории официальной народности" отнеслись в высших эшелонах российской власти? Были ли востребованы идеи графа Уварова после его смерти и какое он оставил наследие?
Об этом и не только – в продолжении авторской программы Владимира Мединского "Рассказы из русской истории" на радио Sputnik.
Юрий Никифоров (об отношениях Уварова и Шереметьева после скандала с эпиграммой Пушкина на Уварова – ред.): как раз они-то друг друга никак не задели в этой истории. Шереметьеву не за что было обижаться на Уварова, держать на него какое-то зло. А Уварову не было смысла обижаться на Шереметьева, он же тоже в этой истории ни при чем. В данном случае проблема была в тех людях, кто злорадно пересказывал стихи Пушкина, читал друг другу и показывал в сторону Уварова пальцем. А стишок же был закамуфлирован под подражание античному, но люди же зубоскалили по этому поводу.
Юрий Никифоров (об идее изучения России – ред.): идея Уварова, что нужно бросить силы образованного русского общества на изучение, познание своей собственной страны – это была идея для того времени значимая. И Уваров ее постоянно двигал, двигал вместе с Карамзиным, вместе с Пушкиным, даже несмотря на их личную ссору, ведь все-таки в главном идеологически они были русофилами, если так можно выразиться. Они считали, что Россия не может, не должна перестать быть сама собой, заимствуя с Запада все подряд. И в этом они расходились со многими людьми того времени, кто вообще считал, мол, какая может быть Россия, давайте будем лепить по мировым стандартам.
Первую часть эфира программы слушайте здесь.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.