Какие вопросы обсуждали Россия, Великобритания, Франция и Италия на Петроградская конференция 1917 года? И как они были восприняты Николаем II?
Каковы предпосылки Февральской революции и что тогда происходило в Российской империи?
Извлекла ли Россия исторические уроки после революционных событий 1917 года?
Разбираемся в теме в программе "Допрос Вассермана" в эфире радио Sputnik.
Дионис Каптарь: Если учесть, что Россия входила в Антанту не так долго, эта конференция (Петроградская – ред.) была единственной. Эта конференция имеет исключительно важное значение. На мой взгляд, недостаточно внимания ей уделялось, скорее всего, по идеологическим причинам. Не так много работ посвящено этой конференции, как она того заслуживает. А значение этой конференции можно без преувеличения сопоставить с Тегеранской конференцией, и обстоятельства достаточно сходные. Эта конференция стран Антанты, которая должна была быть посвящена ключевым вопросам Первой мировой войны. В том числе, что и сближает эту конференцию с Тегеранской, вопросам послевоенного мироустройства.
Дионис Каптарь: Кадетский лидер Струве обратился к лорду Милнеру, участнику конференции, представителю британской делегации, чтобы тот каким-то образом оказал влияние на государственную власть России. Суть в том, чтобы Россия стала, как хотелось оппозиции, парламентской республикой де-факто. Они выдвинули лозунг: создание правительства ответственного перед Думой. То есть правительства, которое бы подчинялось Думе. Отмечу, что незадолго до созыва Петроградской конференции посол Британии Бьюкенен пришел к царю и стал излагать ему то, что ему желательно пойти на встречу оппозиции. Конечно, это было грубейшим нарушением дипломатического этикета и попыткой вмешательства во внутреннюю политику.
Дионис Каптарь: Под печальным управлением временного правительства никакого расцвета, который они обещали, никакого усиления, никакой победы как раз не удалось достичь. Наоборот. Реализация их предложений оказалась абсолютно провальной. И понятно, почему царь категорически не шел им навстречу. Иногда я встречаю точку зрения, что если бы царь пошел навстречу оппозиции, то и не было бы всех этих катастрофических проблем. Да нет, наоборот. Если бы он пошел навстречу раньше, то эти проблемы были бы раньше.
Анатолий Вассерман: Меньшевики во временное правительство входили в товарных количествах. Больше, чем меньшевиков, было только социалистов-революционеров. Это правительство было весьма левым, по тогдашним меркам. Проблема не в том, что левое, проблема в том, что катастрофически некомпетентное. Оно состояло в основном из публичных горлопанов. Было там еще несколько крупных промышленников. Но в любом случае, они совершенно не разбирались ни во внутренней политике, ни во внешней.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.