Узнать за 90 секунд

Писатель-сатирик Аркадий Аверченко

Читать на сайте radiosputnik.ru
12 марта 1925 года в эмиграции скончался Аркадий Тимофеевич Аверченко, писатель, редактор журнала "Сатирикон". Знакомя читателя со своей биографией, Аверченко всегда скромно указывал, что в день его появления на свет звонили во все колокола и было общее народное ликование. Правда, злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником. Но я, вспоминал позднее юморист, до сих пор не понимаю, при чем здесь еще какой-то праздник?
В 1908 году в Петербурге Аверченко стал редактором юмористического журнала "Сатирикон", и сумел объединять вокруг издания целую команду талантливых людей. В "Сатириконе" сотрудничали художники Бакст и Добужинский, Бенуа и Билибин, поэты и писатели – Леонид Андреев, Тэффи, Куприн, Грин, Саша Чёрный, Мандельштам, Городецкий, Маяковский.
Аверченко-редактор уважал авторскую свободу, никогда не правил чужих рукописей, и при этом говорил: "Пусть сами за себя отвечают".
Сам Аверченко писал для "Сатирикона" передовицы и фельетоны, заметки и репортажи, рассказы и повести. Он стал популярным юмористом: за десять лет до революции издал более 40 сборников рассказов, лучшие из которых выдержали до 20-ти переизданий. Среди них – "Сорные травы", "О хороших, в сущности, людях", "О маленьких – для больших", "Шалуны и ротозеи".После революции "Сатирикон" закрыли. Аверченко уехал в Крым, а оттуда с остатками Белой армии эмигрировал в Константинополь, а затем в Прагу.
В 1921 году он опубликовал знаменитый сборник памфлетов "Дюжина ножей в спину революции", где герои – дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие – с ностальгией вспоминают о прошлой жизни в царской России. Аверченко, как и всегда, доводит ситуацию до абсурда: в новой России из жизни людей исчезают книги, в рассказе "Урок в советской школе" дети по учебнику изучают, какая была еда до революции. А в рассказе "Короли у себя дома" писатель изображает Троцкого и Ленина в образах беспутного мужа и сварливой жены.
Аверченко умер в 1925 году в Праге в возрасте 44-х лет. По словам друзей, писатель "болел смертельной тоской по России". Перед смертью он скажет: "Тяжело как-то стало писать. Не пишется. Как будто не на настоящем стою... Холодно жить".
Обсудить
Рекомендуем