11 марта 1818 года в Марселе родился артист балета и балетмейстер Мариус Иванович Петипа. В 1847 году он был приглашен в Петербург, и с этого времени вся его жизнь была связана с Россией, он принял русское подданство. В 1869 году назначен главным балетмейстером Петербургских императорских театров. Этот пост он занимал до 1903 года.
Вторую половину XIX века в истории русского балета называют "эпохой Петипа". Он создал около 60 оригинальных спектаклей. Его постановки вошли в фонд мировой классики: "Спящая красавица", "Лебединое озеро" и "Щелкунчик" Чайковского, "Раймонда» Глазунова, "Баядерка" Минкуса.
А свою карьеру танцовщика Петипа начинал в небольшой труппе, которая колесила по французской провинции и даже решилась покорить Америку. Однако тамошняя публика оказалась совершенно не готовой к восприятию искусства балета. Импресарио сбежал, прихватив с собой все деньги, и труппе с большим трудом удалось вернуться во Францию. Но и в Париже карьера Петипа тоже не задалась, и он с радостью принял приглашение Королевского театра в Мадриде. Однако и оттуда ему пришлось вскоре уехать из-за скандальной романтической истории. Ее рассказывали по-разному. Сам же Петипа вспоминал, что он влюбился в дочь знатной красавицы–театралки. Поначалу все шло благополучно: он приходил поздним вечером к балкону своей юной избранницы и, если не был вывешен белый платок, означавший опасность, ловко взбирался наверх. Однако в дело вмешался маркиз, первый секретарь французского посольства. Он заподозрил в Петипа соперника, ибо ошибочно полагал, что предметом страсти молодого танцора является не дочь, а сама знатная дама, с которой у маркиза были серьезные отношения. Он вызвал Петипа на дуэль. Секундант дипломата предложил Мариусу 10 тысяч франков, если тот покинет Мадрид. Петипа согласился взять деньги при условии, если он за каждый франк отвесит маркизу по пощечине. Так что дуэли избежать не удалось. Дипломат, стрелявший первым, промахнулся, а Петипа ранил его в челюсть. После этого он стал героем мадридской публики, которая устраивала аншлаги на спектаклях с его участием и встречала овациями каждый выход артиста на сцену. Однако французское посольство добилось от властей его отъезда из Мадрида. И вот тогда-то Мариусу Петипа наконец-то повезло: благодаря связям своего брата он получил заманчивое приглашение из России.