В мире существует множество литературных премий – Нобелевская, разнообразные международные и национальные. Отражает ли литературная премия художественную ценность произведения? Скандалы, курьезы, политические манипуляции и редкие случаи торжества справедливости. Говорим об этом в авторской программе Анатолия Вассермана "Допрос Вассермана" в эфире радио Sputnik.
Гость: Максим Замшев, главный редактор "Литературной газеты".
Максим Замшев: наши литературные премии – это бесконечные притчи во языцех. Но если посмотреть на премии объективно, то, несомненно, литературные премии оказали огромное влияние на всю литературную палитру постсоветского времени, потому что после СССР литература пострадала больше всего. Эта огромная система госиздата, цензуры, писательского социального пакета просто растаяла.
Максим Замшев: у Нобелевской премии репутация становится все страннее и страннее, особенно после вручения премии Бобу Дилану. Но, как мне кажется, Нобелевская премия – это премия коллективного Запада, как и Гонкуровская премия, как и Букеровская, как и много других. Коллективный Запад давно не живет по законам демократии, то есть выбора – проголосовали и выбрали лучшего. Главная болезнь премии – это политкорректность. Все-таки у мировой интеллигенции есть свои законы, которые нарушать нельзя.
Максим Замшев: к школьной программе по литературе всегда много претензий. Невозможно впихнуть в школьника все. Школа, на мой взгляд, должна первым делом не убить у человека интерес к чтению, а пробудить его. Но это уже задача каждого отдельного учителя и его методологии. Я помню, что интерес к литературе и чтению в школе 1980-х был огромный и это, конечно, заслуга и школы и учителей, которые создавали ощущение, что для того, чтобы быть приличным и успешным человеком, нужно читать.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.