Седьмого марта 1878 года, в канун женского праздника, родился Борис Михайлович Кустодиев – поэт-живописец, всем своим творчеством воспевавший красоту русских женщин. При воспоминаниях о его картинах часто на ум приходят женщины Рубенса, Буше, Ренуара. Это – гимн жизни, гимн любви, гимн женщине, гимн буйству и величию окружающего мира.
Выражение "кустодиевские красавицы" давно уже вошло в обиход, как и полотна Кустодиева. А ведь было время, когда ему сильно доставалось и от коллег, и от критиков. Сам же художник говорил, что изящные светские барышни его не вдохновляют: "Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно картина должна чему-то учить? Разве не может быть картина только красивой?"А проза жизни Кустодиева была такова: уже в 30-летнем возрасте у него появились первые признаки опухоли спинного мозга. Операции не помогли. И последние 15 лет жизни художник провел в инвалидном кресле. А картины писал, лежа на полу, под холстом.
Но именно тогда появились наиболее яркие и жизнерадостные его полотна. Например, "Красавица" 1915 года. Присяжные знатоки просто разводили руками и криво усмехались. А народ валом валил смотреть на эту картину. И подолгу от нее не отходил. Рассказывали, что "Красавица" свела с ума одного митрополита, который признавался: "Видимо, сам диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою картину, ибо смутил он навек мой покой".
Кустодиев повторил "Красавицу" несколько раз, в том числе по просьбе друзей. Одну подарил Горькому, которому очень нравилась картина, другую написал по просьбе Шаляпина.Кроме "Красавицы" в годы войн и революций появились картины Кустодиева "Русская Венера", "Купчиха", "Масленица", "Ярмарка".
Говоря о творческой манере и картинах Кустодиева, один критик верно заметил: это "сон о небывалой России", где дородные женщины символизируют гармонию, покой и уют русского мира.