27 февраля 1425 года скончался великий князь московский Василий I.
Старший сын Дмитрия Донского. Он первым из русских князей прекратил платить дань ханам Золотой Орды и в то же время заметно усилил военную мощь Москвы. К тому же у Орды появился новый грозный противник – Тамерлан. Опасаясь воевать на два фронта, ордынский хан Тохтамыш пошел на условия Василия и даже разрешил ему чеканить свою серебряную монету.
Тамерлан разгромил войска Тохтамыша и двинулся на Москву. Войска встретились на Оке. Простояв две недели, Тимур не захотел рисковать и ушел. Это еще более укрепило позиции Василия, и он уже не считал себя обязанным платить дань. За 36 лет правления Василия Москва лишь однажды подверглась нашествию ордынцев, но те так и не смогли взять город.
Василий I продолжил объединение русских земель. Он присоединил к Москве Нижегородское и Муромское княжества, Вологду, Устюг и земли Коми. Верховенство Москвы было признано Тверским и Рязанским княжествами. Они будут присоединены к Москве внуком Василия I – государем всея Руси Иваном III.
Василий поддерживал православную Византию. Он отправил базилевсу крупную сумму серебром. Это помогло Константинополю собрать наемную армию, которая на целых пятьдесят лет отодвинула натиск турок на византийские земли...
Историк Ключевский как-то в своих лекциях по русской истории в полемическом запале сказал, что все московские князья-собиратели русских земель были "на одно лицо". Но это, конечно, не так. Ключевский вообще был полемистом. Он, например, не считал Земские соборы народным представительством. Какое же это народное представительство, говорил он, раз оно не хватает за горло царя, не требует себе преференций? Ведь европейские мыслители, Дидероты и Даламберы, учили Ключевского, что народное представительство должно бороться с тиранами, бороться за власть и выносить вотумы недоверия. Земские же соборы занимались по преимуществу распределением обязанностей. Значит, по Ключевскому, соборы никаким народным представительством не были. Ну что ж! Ключевский умер за шесть лет до революции. Может, если бы он дожил до ее "славных" времен, то в корне поменял бы свой взгляд на то, что на самом деле представляет собой такой политический миф как народовластие.