19 февраля 1651 года Поместный церковный собор утвердил единогласное чтение – единогласие. Это стало началом церковной реформы патриарха Никона. Она проводилась с благими намерениями: сделать обряды и службы одинаковыми с греческими, ввести единообразие.
Однако никоновская реформа породила раскол в Русской церкви и не была принята многими верующими.Во-первых, реформа проводилась насильственно. Изымались и уничтожались святыни и старинные книги, которые были почитаемы духовенством и прихожанами с древних времен. У многих появилось даже убеждение, что им навязывается какая-то другая, вовсе не православная вера.Во-вторых, образовательный уровень многих церковников, особенно в провинции, не позволял им внятно объяснить суть реформы своей пастве.
В-третьих, редактирование текстов Священного Писания и богослужебных книг привело к серьезным изменениям. Было внесено также множество других новаций, например, имя "Ісус" стало писаться и произноситься как "Іисус".
В-четвертых, древнее двуперстное знамение заменено на троеперстие. У противников реформ это вызвало больше всего нареканий. Говорили, что крестное знамение, совершаемое новым способом, это – неуважение к Господу, ведь из трех пальцев получался "кукиш Богу"…Двуперстие появилось на Руси еще во времена крещения. А переходить на троеперстие греки начали лишь с середины XIII века.
В этой реформе, конечно, было много ошибок. Никон, например, полагал, что таким образом он приближает Россию к традициям Византии. Но Византии-то к тому времени уже давным-давно не существовало!
Екатерина II так писала о патриархе: "Никон – личность возбуждающая во мне отвращение. Никон пытался подчинить себе и государя: он хотел сделаться папой. Никон внес смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь".
В 1666 году Никон был лишен сана Патриарха, стал простым монахом и впоследствии был погребен в основанном им Новоиерусалимском монастыре. Когда в 2013 году гробницу патриарха Никона вскрыли археологи, саркофаг оказался пустым…