Восьмого февраля 1725 года скончался император Петр I. С этого события началась "эпоха дворцовых переворотов". Этот термин ввел в научный оборот историк Ключевский, большой поклонник Петра. А ведь именно первый император и породил эту "эпоху".
Петр – монарх-революционер, реформатор – и в вопросах престолонаследия оказался разрушителем традиций. В 1722 году своим указом он отменил древний обычай передавать трон прямым потомкам по мужской линии. Отныне наследник престола назначался самим монархом.
И самое интересное: Петр указ-то издал, а воспользоваться им так и не сумел. В предсмертной агонии он сумел написать лишь: "Отдайте все…". А кому – так и осталось тайной. И вот тогда-то ловкий наперсник Петра Меншиков и совершил первый дворцовый переворот – в пользу Екатерины I. Каким образом? А очень даже просто! Высшие чиновники империи собрались на заседание, чтобы решить вопрос о преемнике Петра. Судили и рядили долго. Меншиков решил "ускорить" этот процесс – привел ко дворцу два гвардейских полка с барабанным боем. И действительно это помогло: Сенат быстро и единогласно решил дело в пользу Екатерины Алексеевны.Вот так, Меншиков, образно говоря, посеял ветер...
Другие сиятельные вельможи, птенцы и птенчики "гнезда Петрова", посмотрев на то, как Данилыч ловко совершил переворот в пользу Екатерины, а потом возвел на престол малолетнего Петра II, подумали: а почему бы и нам не стать "меншиковыми", но без Меншикова? Так "болезнь" верховной власти стала хронической.
Но тут сразу надо отметить главное. Все эти перевороты глубинно не затрагивали само общество. Это была борьба верхов и в верхах. То же самое происходило и позднее. Ну, кто знал о внутренней борьбе в недрах Политбюро? Почему, скажем, генсеком стал Черненко, а не Романов, которого многие видели новым главой страны? Но их борьба ничего особо не меняла в жизни советских граждан. Так и в эпоху дворцовых переворотов не происходило резких колебаний государственного курса. Разве что при Петре III. Но он очень быстро и плохо кончил...
И еще. Большинство переворотов было совершено с помощью гвардейцев. Но уже во времена Екатерины II гвардия утратила свое влияние. И при ней же фактически закончилась эпоха дворцовых переворотов. Правда, как и у всякого недуга, у этой "болезни" случился рецидив – убийство Павла I. Но этот переворот был осуществлен исключительно офицерами и генералами. Они уже не могли рассчитывать на гвардию.