Шестого февраля 1191 года римский папа Клемент III учредил "Германское братство Святой Марии в Иерусалиме". Оно войдет в историю под названием Тевтонского духовно-рыцарского ордена, который возник во времена крестовых походов, когда прозаические инстинкты грабежа были завуалированы поэтическими лозунгами идеи. "Гроб Господень" был поэтической вывеской. Но дело шло не о Гробе, а о грабеже. То же происходило и в Прибалтике, захваченной крестоносцами. Одной из своих главных задач орден провозгласил борьбу с язычниками в Восточной Европе. Сначала рыцари резали пруссаков, потом поляков, потом прибалтийские народы. Пытались оккупировать и русские земли. Однако потерпели жестокое поражение в 1242 году в битве на Чудском озере.
Тевтонский орден вполне можно назвать родоначальником идеологии "Дранг нах Остен". В сущности, это была организация-паразит, как и остальные корпорации крестоносцев. И они, имея в тылу всю мощь Западной Европы, вполне могли бы сделать с Русью, то же, что и с Прибалтикой – создать путанную сеть баронств и герцогств. Как и в родной Германии, которую называли лоскутным одеялом – в смысле государственного устройства. Однако на Россию у немцев силенок никогда не хватало.
История Тевтонского ордена – это уменьшенная история Европы. Германские племена разрушили величайшую в мире государственную организацию – Римскую империю – и за полторы тысячи лет не создали ничего, годного ей хотя бы в подметки. Поделили империю на феоды. В Прибалтике было то же самое. Правящий немецкий слой там был разделен между четырьмя основными силами: орденом, который считал себя вассалом Римского императора, епископом, который был подчинен Ватикану, купечеством, которое было связано с Ганзой, и рядовым дворянством. Эти четыре силы вели между собою пятисотлетнюю кровавую борьбу, которая кончилась гибелью ордена. Даже немецкие историки признают тот факт, что нормальная жизнь в Прибалтике началась только с момента включения ее в состав Российской Империи.
Германская философия до мельчайших подробностей разработала теорию государства, теорию "воли к власти" и права на власть. Но у себя дома построила общенациональное государство только при Бисмарке, во второй половине XIX века. Германия судорожно попыталась наверстать упущенное – осуществить свою имперскую стройку. А в итоге эта стройка завершилась двумя мировыми войнами...