Пятого февраля 1836 года в семье священника Нижегородской губернии родился литературный критик Николай Александрович Добролюбов. Его личность, наряду с Белинским, стала знаменем революционного движения, а позже в СССР была окружена официальным почитанием. С другой стороны, Герцен видел в нем революционного фанатика. Достоевский обвинял критика в попытке превратить искусство в утилитарный инструмент революции. Впрочем, и Федор Михайлович, и тот же Герцен прекрасно понимали: Добролюбов был вовсе не литературным критиком, а политическим пропагандистом. Но именно поэтому Добролюбов был ценен радикалам, а позднее и Ленину.
Например, статья Добролюбова "Луч света в темном царстве" о пьесе Островского "Гроза". Не разбирая критические подробности, что хочет донести Добролюбов до нас? "Луч" – это Катерина, которая в качестве протеста против гнета старших, так сказать властей, кончает жизнь самоубийством. Значит греховность поступка и христианские заповеди – побоку. А в итоге, как обобщение: самоубийство Катерины – это протест против существующего порядка. Тонко состряпано! Частный случай Островского, его попытка показать нелегкую судьбу женщины Добролюбовым подается уже в качестве политического манифеста...
Мы улыбаемся, говоря – средняя температура по больнице. Скажем, двадцать человек вполне нормально себя чувствуют – 36 и 6. А один умирает от горячки – у него температура за 40 градусов. А в среднем – все нормально. Правда, к утру одного пациента недосчитаются... Так вот, Добролюбов как раз не улыбался: у него наоборот средняя температура по больнице – выше 40 градусов. Он частный случай возводил в квадрат и делал далеко идущие выводы: вот этот, умирающий от горячки, это – настоящий борец, а те, кто с нормальной температурой – жалкие и никчемные прожигатели жизни.Ленин прекрасно понимал, что такое для революции Добролюбов. Он так и писал: "Из разбора "Обломова" он сделал клич, призыв к воле, к активности, революционной борьбе. А из анализа "Накануне" – настоящую революционную прокламацию. Вот как нужно писать!"... А Ленин знал толк в таких делах.