Четвертого февраля 1945 года в Ливадийском дворце открылась Ялтинская конференция союзных держав.
Сталин, Рузвельт и Черчилль обсуждали вопрос о безоговорочной капитуляции Германии и ее последующий раздел на четыре зоны оккупации. Советский Союз получал 50% всех репараций. Рассматривался польский вопрос и обсуждалось проведение первой конференции Организации Объединенных Наций в Сан-Франциско.
Сталин обязался, что СССР начнет военные действия против Японии после поражения Германии и оккупирует северную часть Кореи. Советскому Союзу передавались южный Сахалин и Курильские острова. За Монгольской Народной Республикой признавался статус независимого государства, а также создавались предпосылки для создания КНР.
А вот в отношении послевоенного будущего стран Восточной Европы у Рузвельта и Черчилля, как оказалось, не было ни согласованной политики, ни специальной программы. В отличие от Сталина, который хотел, чтобы по окончании войны на западной границе Союза возник пояс дружественных или нейтральных по отношению к СССР государств.
Черчилль уже через год поймет ошибку Запада, и свою личную, в восточноевропейском вопросе – это косвенно подтверждает его Фултонская речь 1946 года.
На Ялтинской конференции было также заключено соглашение по репатриации советских военных и гражданских лиц, находящихся на территориях, захваченных союзниками. Британцы так старались выслужиться перед Сталиным, что передали не только советских граждан, но и эмигрантов, никогда не имевших советского гражданства. В том числе была совершена насильственная выдача казаков. Созданный в Ялте биполярный мир и раздел Европы сохранялся до конца 1980-х годов. Сейчас в мировом развитии, по мнению экспертов, противоборствуют две тенденции: интеграция и дезинтеграция, которые могут привести к распаду мира на несколько противостоящих региональных политических или военно-политических объединений. Некоторые политологи говорят, что грядет новое Средневековье.