19 января 1865 года родился Валентин Александрович Серов, классик мировой живописи, сын композитора, ученик Репина, друг Врубеля и Куинджи. Уже его ранние работы поражают чистотой и выразительностью. Серову удалось передать радостное и светлое ощущение мира: "Девочка с персиками", "Пруд в Абрамцеве", "Мика Морозов".
Со временем манера его письма стала иной. Буйство красок уступило место сдержанным, мягким серовато-коричневым оттенкам. Серов стал признанным мэтром портретной живописи, создал целую галерею образов современников: Римского-Корсакова, Лескова, Левитана, Горького, Шаляпина, Ермоловой, императоров Александра III и Николая II.
Кстати, Серов не хотел писать портрет Николая II: понимал, что будет трудно работать в дворцовой обстановке. Так оно и вышло. Работа долго не ладилась. А тут еще императрица стала давать советы. Однажды Серов не выдержал: дал кисть Александре Федоровне, и предложил ей самой закончить работу. Императору потом пришлось извиняться за поведение супруги. Кстати, портрет Николая II художнику удался на славу. Но просуществовало творение недолго – его уничтожили в 1917 году. Портрет сохранился лишь в авторской реплике.
В последние годы жизни Серов увлекся мифологией и историей, написал полотна "Петр I", "Похищение Европы".
Валентин Александрович прожил короткую жизнь – всего 46 лет. Он умер от приступа стенокардии в 1911 году.
В октябре 2015 – январе 2016 годов в филиале Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве прошла академическая выставка работ Серова, посвященная 150-летию со дня его рождения. Выставка неожиданно для многих, в том числе и для властей, вызвала огромный резонанс. Многочасовые очереди на морозе, штурм музейных дверей… И даже ночь в музее – в последний день выставка закрылась в 3 часа ночи.
Причин для такого ажиотажа эксперты называют несколько: Серов хорошо понятен современникам. Его картины не лишены гламура, который востребован и сегодня. Да и Третьяковка постаралась с рекламой. Тем более, что такую выставку Серова вряд ли когда-нибудь еще удастся собрать – 250 произведений из 40 музеев и частных коллекций.
В общем, сбылась мечта большевиков: "Культура должна принадлежать массам".