Скандал из-за отказа Франции принимать от России плату за содержание могил великих русских людей на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа не утихает уже несколько дней. При этом местные власти считают, что конфликт не может быть предлогом для подрыва долга памяти к умершим, вне зависимости от их национальности, и обещают продолжать ухаживать за могилами. Что на самом деле происходит с землей и удастся ли найти компромисс в решении этого политического вопроса? Разберемся в программе "Починяем примус" с Евгением Примаковым.
Константин Волков: я еще был во Франции, накануне пандемии в конце 2019 года мы обратились в мэрию Сен-Женевьев-де-Буа, помочь нам отремонтировать самое большое захоронение русских вне России или хотя бы выдать нам разрешение. В 2020 году у нас уже была возможность начать ремонтные работы. Ни привлечения волонтеров, ни разрешения со стороны мэрии, ни собственных мероприятий мы так и не смогли добиться. Сами понимаете почему.
Константин Волков: конечно, сам по себе факт неприятный, потому что он лишь подчеркивает, что в череду недружественных актов теперь включилась мэрия Сен-Женевьев-де-Буа. И вообще вся тема, связанная с русскими захоронениями, приобретает еще и этот аспект. Эта тема у нас звучит достаточно давно. Франция – это столица русского зарубежья, благодарю Виктора Москвина, от которого я впервые услышал эту характеристику, мне кажется, что она сто процентов правильная. И именно максимальные эмоции вызвало то, что речь идет о действительно крупнейшем русском некрополе за рубежом, на нем 5220 захоронений, всего там покоятся 15000 человек.
Константин Волков: в 60-х годах были попытки поползновения на русский некрополь, именно поэтому после того, как объекту был присвоен статус исторического наследия, подобного рода вещи невозможны. С 2001 года за русский некрополь отвечает уже французское государство, которое назначило управляющего этого объекта, у него есть обязанности: он должен отслеживать все возможные изменения, блюсти целостность и аутентичность объекта, предусматривать некий процент финансирования на поддержание, и самое главное – он должен заниматься повышением туристической привлекательности.
Константин Волков: чем интересен "Русский дом" в Сен-Женевьев-де-Буа? Они группируют вокруг себя 300 концессионеров. У них удивительный архив, к ним часто обращаются для того, чтобы кого-то обнаружить на территории кладбища, потому что кладбище огромное, оно не в самом лучшем состоянии, многие надписи не сохранились и многие истории утрачены. Они тем не менее такую информацию могут предоставлять. Ну и в самом "Русском доме" собрана удивительная коллекция старины. У них, например, стоит трон Николая II, который привозили во Францию специально на открытие моста Александра III, у них отличная коллекция картин и так далее. В общем, там есть что посмотреть.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.