14 января 1980 года состоялась премьера художественного фильма режиссера Георгия Данелии "Осенний марафон". Драматург Александр Володин взял за основу сюжета сценария свою собственную житейскую историю. В похожих ситуациях оказывались и многие другие участники фильма: сам Георгий Данелия, Наталья Гундарева, Галина Волчек. Аналогичные драмы происходили и с некоторыми знакомыми режиссера. И конечно же, после выхода фильма они заподозрили, что Данелия списал сюжет с них.
Лишь исполнитель роли Бузыкина, Олег Басилашвили, поначалу тайно признавался, что не может понять сути фильма. Однако спустя несколько лет, встретив Данелию, откровенно сказал ему: "Да, теперь я знаю, о чем мы сняли кино".
Фильм был встречен неоднозначно. И самую большую волну недовольства "Осенний марафон" вызвал вовсе не у кинокритиков, а у обыкновенных женщин: одним не понравилось то, что Бузыкин не вернулся окончательно к жене, другим – что не ушел к любовнице навсегда.
Фильм первоначально назывался "Горестная жизнь плута", но в конечном итоге получил название "Осенний марафон". "Осенний" потому, что главный герой уже не так молод, чтобы без оглядки рвать с прошлым. А "марафон" – потому что он все время суетится и бежит, никак не может остановиться и принять окончательное решение. К тому же слово "плут" к Бузыкину не подходит никак – его образ гораздо сложнее и глубже.
Когда Данелия сдавал фильм начальнику "Мосфильма" Николаю Сизову, тот сказал: "Неплохо. Надо подумать о финале". И в Госкино тоже сказали, что финал нужно исправить: либо Бузыкин должен вернуться к жене, либо должен быть примерно наказан. Данелия ответил, что единственное, что он может сделать, это удлинить сцену крупного плана Бузыкина в финале. Однако вскоре выяснилось, что и это невозможно – записей больше не осталось. И Данелии пришлось везти фильм в Госкино без изменений. Когда просмотр фильма закончился, заместитель министра культуры спросил режиссера: "Ты крупный план удлинил?". "Удлинил!" – солгал Данелия. "Намного лучше стало", – подытожил высокий чиновник.