В декабре 1820 года скончался Жозеф Фуше, герцог Отрантский, министр полиции Наполеона. Он начинал как якобинец, голосовал за смертную казнь короля Людовика XVI, потом предал якобинцев, переметнулся на сторону контрреволюции, потом предал Директорию – перешел на сторону Наполеона. Затем плел заговоры против корсиканца, перешел на службу к Людовику XVIII, и уже скоро организовал заговор против короля. Во время "Ста дней" поддержал Наполеона, а после Ватерлоо предал императора, снова перешел к Бурбонам, опубликовал список обвиняемых в сотрудничестве с корсиканцем. Все они были приговорены к изгнанию и конфискации имущества. Парижане шутили, что Фуше включил в этот список не только бонапартистов, но и всех своих друзей, которые слишком хорошо знали о его тайных делишках, а еще и всех своих кредиторов.
Наполеон долго терпел Фуше. Почему? Император считал его незаменимым министром полиции и главой контрразведки. Фуше боролся с заговорами якобинцев и роялистов, успешно их раскрывал. И при этом отчаянно интриговал против корсиканца, вел тайные переговоры с иностранными эмиссарами. Наполеон кричал на Фуше:
– Это неслыханное превышение власти! Вы ведете за спиной своего государя переговоры с его врагами. Это нарушение долга, которое невозможно терпеть.
Но самое интересное откроется позднее: большинство из антинаполеоновских заговоров Фуше организовывал сам. И тем самым он имел огромное влияние на Наполеона. Стефан Цвейг потом скажет в биографии Фуше: "Он имел большую власть над людьми, чем сам Наполеон". Действительно, он был фактически вторым человеком в стране.
Граф Петр Александрович Толстой, русский посланник в Париже во времена Наполеона, хорошо понял кто такой есть на самом деле этот Фуше. По приезде граф попросил министра полиции найти для него прислугу. Фуше удивился просьбе. На что Толстой ему с улыбкой сказал: "Я – иностранец и никого в Париже не знаю, а так как я все равно буду окружен шпионами, то предпочитаю получить их из первых рук".