Узнать за 90 секунд

История дендизма от Пушкина до Монтескью

Читать на сайте radiosputnik.ru
11 декабря 1921 года скончался граф Робер де Монтескью, французский писатель, денди, коллекционер, библиофил, покровитель искусств.
Отцом дендизма считается Джордж Браммелл, вошедший в историю как английский "премьер-министр элегантности". Это было в начале XIX века. Кто такой денди? Его первый принцип – "заметная незаметность", второй – продуманная небрежность, третий – запрет на крикливые оттенки, благородство тонов и полутонов, капля женственного в мужественном. Блестящая роскошь и мишура оставлялись буржуа и парвеню. Денди не позволяли себе появляться на приемах в новом костюме: сначала его должен был обносить кто-то из слуг. Денди обладали еще и весьма своеобразным чувством юмора и сарказмом.
Конечно же, дендизм – это было самолюбование, эпатаж и игра с публикой. Однако многие писатели того времени были денди: из англичан – Байрон, Диккенс, Теккерей, Оскар Уайльд, французы – Бальзак, Стендаль, Бодлер, русские – Пушкин, Чаадаев, Тургенев. В конце XIX века, в эпоху декаданса, признанным денди Европы считался граф Робер де Монтескью: "профессор красоты", влюбленный только в себя и свои вещи, эстет. По воспоминаниям, граф умел вскружить голову любому – он был просто очарователен, был душой любой компании, умел найти язык с каждым новым знакомым. В разговоре любил, как бы между прочим, упомянуть своего родственника Д’Артаньяна, прототипа героя романов Дюма. Его дом был настоящим светским салоном. Граф де Монтескью был человеком мира искусства, в частности, он одним из первых оценил оригинальность Русских сезонов в Париже. Как старший товарищ по перу, он давал советы Марселю Прусту, который потом выведет графа в своей эпопее "В поисках утраченного времени".
После каждого появления графа в свете газеты пестрели статьями, в которых подробно описывался его внешний вид. Любимым цветом графа был серый, который имел огромное количество оттенков. Писатель Гюисманс вспоминал: "Реальность для Монтескью была всего лишь сценой, на которой он мог играть любые роли. Он сделал свою жизнь произведением искусства".
К старости де Монтескью сильно сдал, стал бесцветным. На улицах его почти никто не узнавал. Для некогда блестящего денди это было настоящей катастрофой. Ведь он часто говорил, что "лучше быть ненавистным, чем неизвестным". Впрочем, тут стоит отметить, что граф Монтескью не имеет ничего общего с современным шоу-бизнесом: он был настоящим эстетом, и у него был отменный вкус.
Обсудить
Рекомендуем